География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 20. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ

 

Учебная цель: сформировать знания об особенностях размещения природных зон Африки; способствовать пониманию взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; сформировать практические умения сравнивать природные зоны Африки.

Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, иллюстративные (видео)материалы ландшафтов материка, учебники, атласы, тетради для практических работ с печатной основой.

Основные понятия: природный комплекс, географический пояс, широтная зональность, природная зона, высотная поясность.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Что такое природный комплекс? Которые зональные природные комплексы вы знаете?

• Что такое природная зона?

• Что влияет на нарушение широтной протяженности природных зон?

• В пределах каких географических поясах расположена Африка?

• Назовите карты атласа, которые необходимы для изучения природных зон.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Африка - материк с чрезвычайно богатой и разнообразной природой. Здесь есть и леса, которые напоминают бескрайнее зеленое море, и открытые пространства саванн с уникальными животными, и жаркие бесконечные пустыни, где годами не выпадает ни капли дождя. Чем же обусловлено многообразие и размещения природных комплексов на материке? Ответ на этот вопрос вы получите сегодня на уроке.

 

IV. Изучение нового материала

1. особенности размещения природных зон Африки

На большей части территории Африки четко прослеживается широтная зональность. Природные зоны Африки, как и климатические пояса, расположены почти симметрично относительно экватора. В Африке формируются природные зоны экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического географических поясов. На поднятиях рельефа выражена высотная поясность.

2. Зона влажных вечнозеленых лесов

Зона влажных вечнозеленых лесов (гилея), расположенная в бассейне реки Конго и на побережье Ґвінейської залива, получает большое количество солнечного света и осадков в течение года. В условиях жаркого и равномерно влажного климата на красно-желто-ферралитных почвахрастут многоярусные вечнозеленые леса. Среди деревьев распространены пальмы, фикусы, кофейное, хлебное, желтое, красное, черное, железное дерево, много лиан. Трав нет из-за недостатка света. Животный мир исключительно разнообразен, меняется по вертикали, отвечая определенным ярусам. В наземном ярусе обитают мелкие копытные, лесные свиньи, лесные слоны, гориллы; у водоемов - карликовые бегемоты, окапи (родственники жирафов). В кронах деревьев много обезьян: гориллы, колобуси, шимпанзе. Много птиц, насекомых, грызунов. Повсеместно селятся земноводные (лягушки). Во всех ярусах распространены термиты.

На юге, севере и востоке зона влажных экваториальных лесов сменяется зоной переменно-влажных листопадных лесов.

3. Саванны и редколесья

Саванны и редколесья в Африке доходят до 16-18° с. ш., а на юге переходят за Южный тропик, занимая почти 40 % площади материка. Саванны - открытые травянистые равнины с небольшими рощами, отдельными деревьями, зарослями кустарников. Для большинства деревьев характерна зонтичная форма кроны. Из древесных пород в саванне преобладают баобабы, зонтичные акации, мимозы, пальмы. Достаточное количество травяного покрова в саванне создает благоприятные условия для жизни крупных травоядных животных (слоны, носороги, жирафы, антилопы), хищников (львы, гепарды, леопарды, шакалы, гиены и т.д.). В водоемах обитают бегемоты, крокодилы, фламинго. Много термитов.

4. Пустыни и полупустыни

К северу и югу от саванн распространены обширные пространства тропических пустынь и полупустынь (Сахара, Намиб, Калахари). Их образование - результат жаркого и сухого климата. Высокая сухость воздуха, изнуряющая дневная жара и сравнительно низкие ночные температуры характерны почти для 30 % площади Африки. Растительность довольно бедная и имеет специфические приспособления: листья заменены колючками, корни разрастаются далеко вширь и вглубь. В пустынях Северного полушария местами встречаются многолетние колючие кустарники с верблюжьей колючки и молочаев. Для каменистой пустыни характерны лишайники, на засоленных участках растут полынь, солянка. В полупустынях растут алоэ, дикий красный огурец, акации, твердые злаки. В пустыне Намиб растет уникальное растение - вельвичия.

Только в оазисах развивается богатая растительность. Основная растение оазисов - финиковая пальма. Большая часть пустынь лишена почвенного покрова, лишь местами формируются серые пустынные малоплодородные почвы.

В пустынях и полупустынях водятся животные, которые употребляют мало воды или способны преодолевать большие расстояния в ее поисках (антилопы, верблюды, пятнистые гиены, шакалы, лисы, страусы), много ящериц, змей, скорпионов, тарантулов.

5. Зона твердолиственных вечнозеленых лесов и кустарников.

Сформировалась на северо-западе и юго-западе материка в областях с субтропическим средиземноморским климатом на коричневых почвах. Представляет собой светлый лес с вечнозелеными соснами, кедром, кипарисом, пробковым дубом, маслиной. На склонах растут густые заросли мирта, лавра, олеандра, карликовых пальм. В лесах живут дикие козы, змеи, черепахи, орлы, скорпионы и т.д.

6. Высотная поясность

 

V. Сакріплення изученного материала

Выполнение практической работы 9 «Составление сравнительной характеристики двух природных зон Африки (по выбору)». (Рекомендуется использование тетрадей для практических работ с печатной основой.)

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Подписать природные зоны Африки на контурной карте.

• Подготовить сообщение на одну из предложенных тем: «Финиковая пальма - королева пустыни», «Страж саванны - баобаб», «Вельвичия - осьминог пустыни», «Мадагаскар - остров “Лемурія”».

• Задания для проведения исследовательского проекта.

Подобрать материалы о животных одной из природных зон Африки (по выбору) и провести исследование приспособлений этих представителей к условиям данной природной зоны.