Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки физики в 10 классе

КИНЕМАТИКА

 

Урок № 2

Тема. Движение материальной точки. Траектория. Путь и перемещение

 

Цель: сформировать знания о траектории, перемещения, пути и умение определять пройденный путь и вектор перемещения в системе координат, выполнять действия над векторами перемещений и их проекциями; раскрыть практическое значение рассматриваемых вопросов; подчеркнуть, что движение тела - это изменение его положения в пространстве.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Наглядный: демонстрация перемещения и пути во время движения тележки по кривой и падения и подпрыгивания мяча, ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро».

Ожидаемые результаты. После урока учащиеся:

- знать определение траектории, перемещения, пути;

- научатся определять пройденный путь и вектор перемещения в системе координат, выполнять действия над векторами перемещений и их проекциями.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Выборочная проверка тетрадей с целью выяснения наличия решения учащимися задач, которые были заданы на дом

2. Индивидуальный опрос учащихся материала предыдущего урока:

• Что называется механическим движением?

• Что входит в понятие «система отсчета»?

• Почему невозможно описать движение без выбора системы отсчета?

• Какие точки вагона, катится, движутся, а какие находятся в покое относительно дороги?

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Изучение нового материала

Формирование новых понятий. Во время беседы с применением демонстрационного эксперимента и ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро» рассмотреть следующие вопросы:

• траектория;

• путь и перемещение.

1. Траектория

Двигаясь, материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом она «описывает» в пространстве какую-то линию. Иногда эту линию видно - например, самолет может оставлять за собой след высоко в небе. Более знакомый пример - следует куска мела на доске.

Траекторией движения тела (материальной точки) называется линия в пространстве, по которой движется это тело.

Обычно траектория - невидимая линия. Траектория точки, движущейся может быть прямой или кривой линией. Согласно формы траектории движение бывает прямолинейным и криволинейным.

2. Путь и перемещение

Опыт. Демонстрации перемещения и пути во время движения тележки по кривой и падения и подпрыгивания мяча.

Путь - это длина траектории. Путь увеличивается, если тело движется, и остается неизменным, если тело неподвижно. Таким образом, путь не может уменьшаться со временем.

Перемещением тела (материальной точки) называется направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Напомним, что направленный отрезок, который характеризуется длиной (модулем) и направлением, называется вектором.

Перемещение тела нужно отличать от его траектории.

 

 

Рис. 1

 

В зависимости от типа траектории движения разделяют на прямолинейные (траектория - прямая линия); движение по окружности (траектория - круг), криволинейные (произвольная кривая линия, в частности круг). Все движения могут осуществляться в пространстве, плоскости и по прямой. Простейший вид механического движения - это движение материальной точки по прямой линии (рис. 2) или прямолинейное движение в плоскости (рис. 3):

 

 

Рис. 2

 

 

Рис. 3

 

3. Сообщения учащихся

Сообщения учащихся о движении тела, которое осуществляет несколько перемещений в выбранной системе отсчета, примеры из техники и трудового обучения; известные по математике правила действий над векторами (сложение, вычитание, умножение на скаляр).

 

IV. Закрепления знаний. Решение задач

1. Самостоятельная работа над материалом ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро», в ходе которой учащиеся составляют опорный конспект

2. Фронтальное опрос

• Что такое траектория?

• Что называют путем? Ответ сопроводить пояснительным рисунком.

• Что называют перемещением?

• Траектории движения двух материальных точек пересекаются. Означает ли это, что тела соприкасаются? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

• Тело, брошенное вертикально вверх, поднялся на высоту 20 м и упало в ту же точку. Чему равен путь, пройденный телом за то время, пока оно двигалось вверх; вниз; за все время движения?

• При каком условии путь равен модулю перемещения тела? Приведите примеры таких движений.

3. Самостоятельная работа (прокомментирована). На рисунках приведены графики зависимости от времени пути и модуля перемещения тела для двух разных движений. В каком из графиков есть ошибка? Обоснуйте свой ответ.

 

 

1. При каком условии путь равен модулю перемещения? Может ли модуль перемещения быть больше пройденного пути?

2. Автомобиль проехал 100 км. а) Какие точки колеса совершили максимальное перемещение? минимальное? б) Какие точки колеса прошли максимальный путь? минимальный?

 

V. Домашнее задание

1. Выучить конспект урока; соответствующий параграф учебника.

2. Решить задачи:

• Один автобус, выйдя из гаража, совершил в возврат 10 рейсов, а второй - 5 рейсов по тому же маршруту. Который из них прошел больший путь? совершил большее перемещение?

• Мяч упал с высоты 2 м, отскочил на 1 м вверх, снова упал и после отскока был пойман на высоте 0,5 м. Найдите путь и модуль перемещения мяча.