СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 1
ТЕМА. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Цель: раскрыть понятие «мировоззрение» и его структуру; ознакомить учащихся с процессом формирования мировоззрения; воспитывать личное мировоззрение; развивать умение анализировать факты и делать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: лекция, эвристическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Знакомство с эпиграфом урока
...Что существует мощнее за ум?
Ему - власть, сила и господство над всем Космосом.
Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет.
Она самая мощная среди всех других сил природы.
К. Е. Циолковский
Постановка проблемы
Современная жизнь требует от человека деятельного сознания, которое должно стать положительным фактором развития общества. В основе этого сознания должны быть мысли о смысле человеческого бытия, о существенные человеческие ценности. Чтобы достичь более высокой ступени своего развития, человек должен расширять свое сознание. И здесь возникает закономерный вопрос: «Как это сделать?» Есть ли у вас свои предложения относительно ответа на этот проблемный вопрос?
Следует согласиться с большинством ваших предложений, ведь действительно существует целый ряд способов расширения сознания, в частности различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной, воспитательной деятельности, а также рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности и т.д.
Как видим, сознание нельзя свести лишь к пониманию идей, понятий, значений, научных знаний, к миру человеческих ценностей, эмоций, образов, представлений, предметно-практической деятельности. Она должна опираться на знания о культуре, религии, истории, мышления.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя
В мире вокруг нас нет ничего дивовижнішого и загадочный за человеческий разум, интеллект, сознание. Устоявшимся уже есть утверждение: все, что существует вне нас и нашего сознания, является ничем иным, как конкретными разновидностями и формами материального.
Идеальные, духовные явления, которые, в отличие от материальных, существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, составляют содержание сознания. Они находят свое проявление в языке и, главное, в действиях, деятельности человека. Видимо, из-за невозможности объективной фиксации и описания духовные, идеальные явления все еще остаются загадочными и их трудно понять.
Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, какова ее природа, как она возникла и какое ее назначение в мире.
В историко-философском процессе проблема сознания приобретала самых разнообразных толкований.
Конспектирование
Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи. Вследствие этого сознание наделялась надматеріальним, сверхъестественным характером. Фактически сознание отрывалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое субстанціальне существования. Такое сознание ни в коей мере не была связана с мозгом, дух не рождался, не возникал и не восставал: она жила своей собственной жизнью, развивалась, порождая явления природы и истории. Подобные толкования были обычным продуктом фантастического, гипертрофированного понимания человеческого сознания. Игнорируя то общее, что содержала в себе сознание по сравнению с другими явлениями природы, идеализм стал на путь ее обожания. Поэтому, утверждали идеалисты, сознание может быть понято только из самого себя.
В связи с дуализмом, в мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание, не зависимые друг от друга. Сознание, как и материя, является вечной, она не возникала и не рождалась. Соответственно не было и необходимости решать вопрос о ее происхождении.
Близкой к дуалистической трактовки сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что в земной материи находилась некоторая масса элементарного сознания, психической энергии. Следовательно, сознание так же первобытный, как и материя. Поэтому не следует удивляться, что она пробилась на свет из тьмы подсознания. Никто, в том числе и наши предки, не заметил появления разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникла «между двумя индивидами»: на «точечном уровне» произошла некоторая «мутация от нуля ко всему». Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.
Значительный шаг в понимании природы сознания сделал материализм XVII-XVIII ст. Он отвергает идеалистические и дуалистические представления о сознании, рассматривает ее как познавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, функцию особым образом организованной материи. Материалисты всегда искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром. Они пытались вывести духовное из материального как первичного, определяющего относительно сознания. Вместе с тем материализм прошлых веков так и не смог раскрыть общественную природу и активный характер сознания. Вследствие этого сознание не была осмыслена как результат и идеальный компонент чувственно-предметной деятельности человека, как отражение внешнего мира, которое возникает не в результате пассивного созерцания, а как следствие активного преобразования мира в процессе общественно-трудовой деятельности.
Подобный односторонний подход к проблеме сознания открыл широкие возможности для вульгарно-материалистических концепций, идеальное отождествляли с материальным мысль - с нервно-физиологическими структурами мозга (Л. Бюхнер, Я. Молєшот, К. Фогхт), а также привел к активизации механистического толкования сознания, когда она споглядалась как всеобщее свойство, атрибут материи (Б. Спиноза), которая только количественно разнится на определенных уровнях ее организации (гилозоизм).
Новая эпоха в понимании генезиса сознания была связана с возникновением немецкой классической философии. Никто иной, как Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания, обратил внимание на различные уровни ее организации, на активность и историзм. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух) связана с объектом, зависит и определяется историческими условиями жизни.
Большая заслуга в выяснении природы сознания принадлежит позитивному знанию, которое обогащается в XIX-XX вв. достижениями нейрофизиологии (частично учениям. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. Прохаєка и их последователей о рефлекторную деятельность мозга) и экспериментальной психологии (связи элементов сознания в трудах Е. Вебера, Г. Фехнера, В. Вундта, У. Джемса и др.).
В марксистской концепции сознание, во-первых, рассматривается как функция головного мозга; во-вторых, как необходимая сторона практической деятельности человека. Она возникает, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-практической деятельности, общественно-исторической практики. Отражая объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной средой.
Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна саморухатись и саморазвиваться. Последнее обусловило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойства - отражения. Вот здесь и возникает необходимость последовательного исторического исследования характера отражения как атрибута материи, специфики различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи и исследования сознания как высшей формы отражения.
Но не следует забывать, что поставленные вопросы являются предметом исследования не только философии, но и естествоиспытателей, психологов, кибернетиков, генетиков, социологов и др.
Мировая философская мысль XX в. преимущественное внимание уделяла роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вообще, вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей различных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях, в противовес предыдущей «метафизике», речь будет идти о развитии «особой онтологии человеческого сознания и субъективности». Поскольку под субъективностью понимали специфическую реальность, отличную от всего мира, то ее анализ требовал особой теоретико-методологической базы и принципов, которые не могли сводиться к разработанного инструментария предыдущей философии.
Относительно мировой современной философии, то ее трактовка «онтологии субъективности и сознания» не является однозначным. Представители различных философских школ или описывали сознание в ее существенной «чистоте» и феноменальной выразительности (Е. Гуссерль, Ж.-П. Сартр), или фиксировали жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ф. Ницше, М. Мерло-Понти), или проявляли детерминацию сознания через языковые (герменевтика) и другие структуры бессознательного - психоанализ, структурализм. Последние из названных направлений поиска понимания «онтологии сознания» не были безуспешными, они принесли новое знание о механизмах сознания, обусловлены причинными, структурными, функциональными и другими связями.
Еще в начале XX в. родоначальник феноменологии Гуссерль в борьбе против «об'єктивістського» подхода к исследованию сознания пытался основать новый «не натуралистический стиль мышления», свободный от антропологізму и натурализма. Он постоянно подчеркивал, что приписывать сознание природе, искать реальные пути для ее определения, - это значит впадать в безумие, которое заключается в натурализации того, сущность чего исключает бытие в смысле природы. Такая позиция обеспечила появление в его теоретических строениях понятий «трансцендентальной субъективности», «чистого сознания». За Гуссерлем, любое объективное бытие имеет в трансцендентальной субъективности основания для своего бытия, любая истина имеет в трансцендентальной субъективности основы для своего узнавания; и если истина касается самой трансцендентальной субъективности, она имеет эти основы только в трансцендентальной субъективности.
Это решительно вывода Гуссерлем сознания за пределы естественного порядка привело в дальнейшем к таким последствиям, которых он сам не мог предвидеть. Так, его ученик и последователь М. Хайдеггер, пытаясь очистить сознание от разного рода «метафизических» наслоений (антропологізму, объективного детерминизма), в конце концов, оказался перед лицом угрозы растворения субъекта в «ничто». В более сложном положении оказался один из представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартр. Исследуя сроки экзистенциализма через призму сознания и справедливо рассуждая о том, что человеческое бытие невозможно без обращения к сознанию, без «сознательного измерения» (все якобы уже пропущенное через сознание), он пришел к выводу, что сознание является чистой субъективностью, іманентністю, «она - абсолютна». По его мнению, исследуя сознание, нужно оставаться в рамках сознания, ибо она не может выйти за собственные пределы для того, чтобы наблюдать за собой со стороны. А это значит, что в исследовании сознания есть определенная граница. Это сфера бытия, экзистенции сознания. Необ'єктивована сознание, за Сартром, не может быть описана в терминах субъектно-объектных отношений.
Проблемы «онтология субъективности» занимают видное место и в «лингвистической философии» Л. Витгенштейна. В незаконченных «Философских исследованиях», главной итоговой труда Витгенштейна, четко прослеживается ход его интересов от объективного аспекта языкового интеллекта к субъективному, в центре которого стоят вопросы о состоянии сознания, ее существования, связь с языком и механизм мышления.
Вопросы структуры сознания и субъективности, связей между элементами структуры, внутренней, субъективной самодетерминации сознания получили дальнейшего развития в философии структурализма К. Леви-Стросса и герменевтике Х. Г. Гадамера.
Для Леви-Стросса базовым в исследовании сознания становится бессознательное, которое не является сознанием, но определяет ее. С его точки зрения, бессознательное - это объективная, формальная, конструктивная по своему характеру структура. Это свойство бессознательное «получает» благодаря тесной связи своих собственных структур с языком. Поскольку язык - это одновременно и факт культуры, который отличает человека от животного, и факт, благодаря которому рождаются и утверждаются все формы социальной жизни, то, по мнению Леви-Стросса, она не только помогает охватывать специфику сознания, но и выступает движущей силой перевода бессознательных структур в социальные продукты. Язык является базисом, который служит проводником влияния сознания на социальную жизнь человека. Вместе с тем речь осуществляет «обратный» перевод социальных продуктов в бессознательные структуры и еще глубже, в всеобщие структуры мозга.
Таким образом, проблема сознания рассматривается в структуралізмі через призму трех «об'єктивностей»: структуры, бессознательного, языка.
Как видим, проведенный в достаточно общей форме анализ некоторых зарубежных философских концепций сознания свидетельствует о том, что их авторы использовали метод «умственной конструкции», формально-логический по своему характеру. Однако содержание названных концепций сознания свидетельствует о новых подходах рационалистического «штурма» феномена сознания, не связанного с мистикой и ірраціоналізмом.
За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах заметно изменилась. Она взяла курс на сближение с естествознанием, на разработку «научной метафизики», приобрела более эмпирического, натуралистичного вида. Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний и т.д. Много внимания уделяется вопросам, которые возникают на грани философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания.
Многоуровневый характер сознания обуславливает разные подходы к ней. Она изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также в определенной степени художественной литературой, искусством и др.
Для философского анализа проблемы плодотворными является обобщение современной антропосоціогенетики, которая утверждает, что проблему происхождения сознания нужно рассматривать в единстве с проблемой возникновения человека и общества.
Определение понятия «сознание»
Сознание - это понимание человеком окружающего мира, самого себя и других людей. Она развивается под воздействием определенных условий и включает совокупность знаний о мире, отделения «Я» от не «Я» (самосознание, возможность целенаправленной деятельности, отношение ко всему, что происходит вокруг).
Не умаляя значения биолого-физиологических предпосылок в возникновении сознания, следует подчеркнуть, что способность отражения объективного мира в идеальных образах появилась именно в процессе эволюции человека как общественного существа. Социальное и биологическое в природе человека, в генеалогии сознания тесно переплетены. Сам по себе мозг, которым он выходит из рук природы», не может мыслить «по-человечески». Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь. На определенном этапе становления человека и его сознания биологическая эволюция из доминирующего фактора превратилась во второстепенный, и определяющую роль стала играть общественно-историческая деятельность человека.
Можно считать, что переход от биологической к социально-трудовой деятельности осуществляется тогда, когда, с одной стороны, для этого есть перечисленные выше биологические предпосылки, а с другой, и это главное, тогда, когда биологический способ существования обнаруживает свою несостоятельность. Он перестает обеспечивать выживание биологического вида.
Существует немало гипотез о том, что произошло с нашими далекими предками. Но все они признают, что наши предки попали в ситуацию выбора - или погибнуть, или научиться новому, не биологического способа существования. Видимо, актуализация заложенных возможностей человекообразного предка, который привык жить на деревьях, через обстоятельства, когда он был вынужден жить в безлесной местности, побудила к прямохождение, использование передних конечностей в трудовой деятельности, до конструктивных действий мозга.
Возникла потребность в средствах труда и особых информационных программах, не предоставленных от природы. Приходилось создавать и средства, и сами программы (проекты и планы деятельности) и передавать информацию об этих искусственно созданные средства (через орудия труда и знания о их создание и использование) следующим поколениям.
При условии взаимоотношений с природой, опосредованных средствами труда, менялись и взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы регулировать трудовую деятельность и другие типы отношений, понадобились идеальные средства общения. Среди них - нормы, традиции, обычаи, которые воплощались, выражались и передавались при помощи речи.
Следовательно, изучая вопрос о возникновении человека и его сознания, необходимо выделить три основных фактора этого процесса:
• труд;
• общение в коллективе, основанном на трудовой деятельности;
• членоподільну язык.
Можно считать, что именно труд был той формой приспособления к среде, которая вызвала появление новой формы отражения - сознания. Труд соединяет в себе энергетический обмен человека со средой и языково-информационный обмен на уровне сознания, логического опережающего отражения действительности.
Еще одним из удивительных свойств человеческого сознания есть память, то есть способность человека сохранять и воспроизводить содержание предыдущего опыта. Благодаря памяти человек накапливает и совершенствует свои знания, умения и навыки, сохраняет и приумножает достояние человеческой культуры и т.д.
Основополагающим относительно памяти является процесс запоминания. Он может быть непроизвольным, то есть таким, что осуществляется без ощутимых усилий, словно сам по себе, и вполне сознательным, или целенаправленным.
Особое значение в человеческой жизни и в человеческой деятельности имеет творческое воображение, благодаря которой возникают совершенно новые, необычные, оригинальные образы. Без таких образов невозможен ни один вид творческой деятельности. Потому и художник, и писатель, и ученый, и изобретатель или рационализатор не могут обойтись без творческого воображения и часто сознательно стремятся всеми средствами развивать в себе это свойство.
Однако и в повседневной деятельности, в процессе общения у человека работает воображение. Стремясь предвидеть последствия действий или реакцию на поступки других людей, человек создает в своем воображении образы, которые помогают соответственно изменять наши поступки.
IV. Закрепление нового материала
Беседа
1. Как развивалась философская мысль в отношении выработки понятия «сознание»?
2. Почему трудовая деятельность и человеческое общение считают необходимыми предпосылками возникновения сознания?
3. В чем заключается взаимосвязь языка и сознания?
4. Попробуйте определить особенности своей памяти.
5. Охарактеризуйте свое собственное мышление.
6. Объясните, что такое сознание.
Построение схемы «структура сознания»
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
1. Выучить конспект урока.
2. Дополнить схему, конкретизируя каждую сферу сознания.
3. Провести наблюдения за детьми разного возраста (учениками разных классов). Определить, в чем отличие их сознания.