ВСТУПЛЕНИЕ
Урок № 1
Тема. ВСТУПЛЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Лабораторно-практическая работа «Ознакомление с видами технологической деятельности»
Цель урока:
обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о технологии, основные виды технологической деятельности в быту, правила внутреннего распорядка и безопасности в школьной мастерской, формировать умение различать виды технологической деятельности;
развивающая: развивать интерес к технологической деятельности в быту;
воспитательная: воспитывать основы культуры труда.
Оборудование, материалы и наглядные пособия: инструкционные карты по технике безопасности, образцы объектов технологической деятельности, образцы изделий, изготовленных учащимися.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку, создание положительного эмоционального настроя.
Доброго утра!
Все скорей садитесь, дети,
Домовляйтесь не шуметь,
На уроке не дремать,
Очень хорошо работать,
Так ладно, времени не хайме
И урок розпочинаймо.
Упражнение «Знакомство» (см. приложение 1).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
В пятом классе уроки трудового обучения будут проводить отдельно для групп мальчиков и девочек. Девушки будут заниматься в кабинете (мастерской) обслуживающего труда.
Беседа за вопросами
1. Как вы понимаете слово «труд» ? Объясните понятие «обслуживающий труд».
2. Какими видами труда обычно занимаются в быту?
3. Или вы помогаете взрослым в этом? Как именно?
4. Вспомните украинские пословицы о труде, составив соответствующие пары из предоставленных фраз:
Работа учит дни пройдут не зря
Работай ударно - а лень мучает
Кто не любит работать, это честь
Труд - любит сплетничать
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Именно благодаря труду люди имеют все необходимое для жизни: дома, транспорт, различную технику, одежду и обувь, продукты питания, средства связи и много других вещей. Издавна в народе говорили: «Чем больше науки, тем умнее руки». Как вы понимаете эту пословицу? (Чтобы работа была успешной, нужно использовать научные достижения.) Существует много различных наук. Среди них есть и наука, непосредственно связанная с процессом труда. Название этой науки - технология.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Именно об эту науку вы узнаете сегодня, ведь тема нашего урока «Понятие о технологии».
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом учебника
• Что называют «технологией» ? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 4 учебника.
• Что называют «технологической деятельностью» ?
• Какие существуют основные виды технологической деятельности? (Производственная и бытовая)
• Какие виды технологической деятельности встречаются в быту? (с. 6 учебника) До бытовых видов технологической деятельности относится и рукоделия. (Предложить детям ознакомиться с экспозициями в мастерской, где представлены лучшие объекты труда, изготовленные учащимися основной и старшей школы. Спросить, хотят ли девушки изготавливать такие вещи. Если так, то этому необходимо учиться.) Успех занятий зависит от четкой организации рабочего места, работы и соблюдения правил внутреннего распорядка. В школьных мастерских учащиеся должны соблюдать установленных правил безопасного труда.
2. Первичный инструктаж с БП в кабинете обслуживающего труда (см. приложение 2)
VI. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВИДАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА С. 7)
1. Анализ задач практической работы
2. Самостоятельное выполнение заданий практической работы с инструкционными картами
3. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся
4. Подведение итогов практической работы
VII. РЕФЛЕКСИЯ
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Где и при каких условиях можно воспользоваться знаниями, полученными на сегодняшнем уроке?
3. Или результат соответствует цели и задачам урока?
VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Прочитать с. 4-6, 8-11 учебника, записать свои надежды на новый учебный год относительно уроков трудового обучения.
• Высокий уровень: расспросить взрослых, которые работают на производстве, об их технологическую деятельность. Какие изделия и из каких материалов они изготавливаются?
X. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА