СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1. Вступление к курсу «человек и мир»
Цель: раскрыть основные задачи курса дать представление о его роли в формировании мировоззрения человека; ознакомить с содержанием и методами изучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: вводный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Содержание и методы изучения курса
Процесс гуманизации и демократизации образования в современных условиях нужно рассматривать как реорганизацию и внедрение содержания демократических и гуманистических начал. Изучение курса «Человек и мир» должно способствовать формированию у современного молодого человека гуманистической мировоззренческой культуры на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Уже в названии курса «Человек и мир» определены его основную цель: привлечь внимание учеников прежде всего к высшей ценности - человека, который живет в объективно существующем, качественно многообразном мире.
Методы изучения курса следующие:
• сочетание лекционных и объяснительно-иллюстративных форм изложения материала учителем с активной самостоятельной работой учащихся;
• развитие умения критически относиться к фактам реальной действительности и осознавать собственный жизненный опыт на основе выводов естественных наук, мифологии, религии, философии;
• сочетание работы с учебником и обработкой дополнительной литературы, справочных источников и т.п.;
• формирование самостоятельности мышления.
Курс определяется интегративным характером, он направлен на обобщение знаний, приобретенных учениками из разных учебных предметов.
Основой для изучения раздела «Феномен человеческой жизни» должны быть знания по истории, биологии, химии, физики, литературы, географии.
Изучая раздел «Мир и особенности его существования», нужно опираться на знания астрономии, физики, молекулярной биологии, химии, основ философии.
Раздел «Душевная жизнь и духовность человека» можно овладеть, только широко используя знания по основам этики, эстетики, литературы, основ психологии.
Усвоить материал раздела «Общественная жизнь человека» помогут знания по истории, географии, литературы и социологии.
Раздел «Политические основы человеческого сосуществования» нельзя усвоить без знаний по истории, литературе, экономической географии.
Изучая раздел «Человек и культура», надо опираться на материалы тех курсов, которые обращаются к проблемам воспитания личности, формирования современного человека.
Раздел «Мировоззрение как высшая форма самосознания» изучают на основе знаний философии, этики, эстетики, химии, биологии и других дисциплин.
Главная цель курса «Человек и мир»
Рассказ учителя
- Необходимым условием формирования мировоззренческой культуры является активное осознание идей системного, обобщенного характера, которые возникают на основе совокупности знаний, которые приобретают ученики. Высокий уровень мировоззренческой культуры можно обеспечить лишь тогда, когда ученик способен самостоятельно сделать самый общий вывод относительно своего места, роли и значения в мире. Тогда встает вопрос, что же такое мировоззрение и самоопределение.
Часто под мировоззрением понимается совокупность взглядов, представлений, знаний, понятий о мире, в котором живет человек, а также о самом человеке как частичку этого мира. При этом различают мировоззрение в широком смысле этого слова и в узком. Мировоззрение в широком смысле - совокупность всех взглядов на мир: природоведческих, обществоведческих, этических, эстетических, религиозных, мифологических, философских и др. А мировоззрение в узком смысле - это собственно философское мировоззрение. Однако история человечества на Земле показывает, что мировоззрение в широком понимании - это далеко не простая совокупность всех взглядов на мир, а в узком понимании его содержание не исчерпывается собственно философией.
Под мировоззрением следует понимать результат духовного постижения человеком, человечеством мира. Объект мировоззрения - мир как целостность. А предмет мировоззрения - отношение «человек - мир». То есть центром внимания мировоззрения является вопрос о соотношении активной, целенаправленной, разумной части мира (человека) с миром - как объективно существующей целостностью (противоположностью человека). Соотношение «мы» (люди) и «он» (мир) можно рассматривать как сущность мировоззрения. Мировоззрение в сущностном смысле - это совокупность образов и представлений или система понятий и категорий, которая подчинена процессу определения места человека, человек в мире, их исторического происхождения и назначения. Принимая же во внимание природу человека, мировоззрение-это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру, к самой себе и к другим людям. В то же время мировоззрение - это система основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества.
Следовательно, наличие мировоззрения является проявлением системности духовности человека, общества и одновременно показателем зрелости не только личности, но и социальных групп, тех или иных политических сил.
Мировоззрение - совокупность обобщенных представлений человека о себе, мире, свои взаимоотношения с миром, свое место в мире и свое предназначение.
Самоопределение - осознание человеком своего места в природе и обществе, выбор ею определенной позиции, определенного жизненного пути.
Именно курс «Человек и мир» поможет современному молодому человеку осуществить мировоззренческое самоопределение. Это и является главной целью курса.
Человек в основных типах мировоззрения
Рассказ учителя
- Теоретическими основами формирования жизненной позиции человека выступают четыре основных типа мировоззрения - мифология, религия, наука, философия.
Дальнейший рассказ учителя базируется на таблицах.
Основные типы мировоззрения |
Мифология |
Религия |
Наука |
Философия |
Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективное жизнь. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний |
Творческая всемогущая сила - Бог, который стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна |
Человеческая деятельность направлена на получение и осмысление знания |
Устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы |
человек в основных типах мировоззрения |
Мифология |
Религия |
Наука |
Философия |
Человек - разумное животное с душой |
Человек - существо, что верит в существование сверхъестественного |
Человек - существо, которое познает мир |
Человек - существо, способное быть мудрой |
III. Закрепление изученного материала
Беседа за вопросами
1. Какова главная цель курса «Человек и мир»?
2. Что такое мировоззрение?
3. Назовите основные типы мировоззрения.
4. Чем отличается понимание человека в мифологии, религии, науке и философии?
IV. Итог урока
Заключительное слово учителя
- Курс «Человек и мир», который вы будете изучать в 11 классе, поможет вам сформировать собственное мировоззрение, осуществить мировоззренческое самоопределение, что является необходимым условием для успешной жизнедеятельности человека.
V. Домашнее задание
Составить словарик понятий к теме.