Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

ВСТУПЛЕНИЕ. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

 

УРОК 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ. ЗНАЧЕНИЕ БИОЛОГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

Цели урока: ознакомить учащихся с историей развития биологии, выделить главные этапы этого процесса; рассказать о выдающихся ученых-биологов; обсудить значение биологии в жизни отдельного человека и общества в целом.

Оборудование и материалы: портреты выдающихся ученых-биологов, фотографии или таблицы с изображением биологических объектов, образцы продукции, изготовленные с использованием биологических технологий, учебники биологии.

Базовые понятия и термины: наука, биология, экология, медицина, фармакология, биотехнология, история биологии, развитие общества.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Какие разделы биологии вы изучали в младших классах?

2. Какое значение для общества имеют эти области биологии?

3. Какие виды продукции, полученной с помощью биологических объектов, вы используете в своей повседневной жизни?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Историю биологии можно разделить на несколько этапов. Первым этапом можно считать период до появления земледелия и скотоводства. В это время происходило накопление знаний о самом человеке, животных и растения. Необходимость помощи своим товарищам в случае травм и болезней положила начало развития медицины. Охотясь на животных, люди узнавали об особенностях их строения, развития и поведения. Используя растения для пищи и в хозяйственных целях, они получили первые знания по использованию биологических технологий. Например, вещества, образующиеся такими растениями, как дуб или ива, широко использовались для обработки кожи. Да и закладывались основы народной медицины именно в те времена.

Переход к земледелию и скотоводству способствовал выходу на новую ступень развития биологии. Переход на новый тип питание и большие скопления людей вызвали распространение новых болезней, что заставило больше развивать отрасль медицинских знаний. Постоянная забота о повышении урожайности культурных растений и продуктивности животных привела к появлению первых приемов и технологий селекции. С появлением первых государств древнего мира до сих пор разрозненные биологические знания начали систематизироваться. Фактически основы современной биологической науки закладывались именно в времена Древней Греции. С этого периода нам уже известны первые ученые, которые работали в области биологии. Мы можем назвать Аристотеля, описавшего многих животных и попытался систематизировать живые организмы, Теофраста, который был учеником Аристотеля и считается «отцом» современной ботаники, и Галена - выдающегося римского врача, который много сделал для развития медицины.

Во времена Средневековья развитие биологии затормозился, и систематическое научное исследование природы началось лишь в эпоху Возрождения. Этому способствовало появление печатного станка и печатной книги. К тому же, эпоха великих географических открытий познакомила европейцев с многообразием жизни в различных частях мира. Вся эта новая информация для своего практического использования нуждалась обобщения и систематизации.

В XVII веке появляются микроскопы с достаточным увеличением, что позволяет изучать мельчайшие живые организмы и детали строения тканей и органов крупных организмов. Среди выдающихся исследователей этого периода следует отметить Уильяма Гарвея (исследовал кровообращение), Роберта Гука (открыл клетки) и Антони ван Левенгука (открыл микроорганизмы).

В XVIII веке Карл Линней создает основы современной систематики. В то же время формируются сравнительные анатомия и физиология, закладываются основы эмбриологии, биогеографии и многих других отраслей биологии.

В XIX веке формируются первые научные эволюционные теории (Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин), клеточная теория (М. Шлейдена и Т. Шванна), теория зародышевой сходства (К. Бэр). Луи Пастер доказывает невозможность самозарождения жизни в современных условиях и разрабатывает технологии создание вакцин. Д. И. Ивановский открывает вирусы, а И. П. Павлов создает учение о рефлексах и типы высшей нервной деятельности. Жорж Кювье и Ричард Оуєн закладывают основы современной палеонтологии. Происходит бурное развитие всех биологических дисциплин.

В XX веке появление новых приборов и технологий повлекло за собой формирование новых и значительное развитие старых отраслей биологии. Электронный микроскоп, люминесцентная и фазово-контрастная микроскопия позволили подробно исследовать строение клеток и тканей. Достижения физики и химии причиной появления молекулярной биологии и предоставили возможность анализировать жизненные процессы на уровне отдельных молекул. Бурное развитие получила генетика. Именно развитие генетики обеспечил успехи селекции и резкое увеличение производительности сельского хозяйства в XX веке. Объединение положений генетики и дарвиновской эволюционной теории привело к формированию современной синтетической теории эволюции. Большое значение для развития биологии имело создание современных методов математической обработки научных данных.

Среди выдающихся ученых, которые работали в этот период, можно назвать Р. Фишера, Э. Майра, М. И. Вавилова, А. И. Опарина, Я. Флеминга, Дж. Уотсон, Ф. Крика и других.

В XXI веке одним из главных направлений развития биологии становится биотехнология, которая открывает широкие возможности для улучшения жизни человека и предоставляет новые возможности современной медицине.

Существенный вклад в развитие биологии сделали украинские ученые. Среди них можно назвать И. И. Мечникова (создатель теории иммунитета), В. И. Вернадского (один из организаторов Академии наук Украины, основатель биогеохимии и учения о ноосфере), И. И. Шмальгаузена (выдающийся зоолог и эволюционист), М. Г. Холодного (выдающийся ботаник и микробиолог) и многих других ученых.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие особенности имело развитие биологии в древнем мире?

2. Почему эпоха Возрождения привела до интенсивного развития биологических дисциплин?

3. Какие отрасли биологии возникли в XIX веке?

4. Какие украинские ученые сделали существенный вклад в развитие мировой биологии?

V. Домашнее задача