Диверсификация /от лат. diversus-разный, удаленный/- расширение номенклатуры продукции, производимой отдельными фирмами и объединениями. Д. выступает в двух формах: 1/ расширение ассортимента товаров, организация новых видов производств в рамках „ собственной отрасли; 2/проникновение в новые отрасли и сферы хозяйства. Последнее может происходить как путем создания новых предприятий, так и скупкой других фирм или слияние с ними, Крупные корпорации постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Д. сравнительно новое явление, быстро распространяется на Западе /с середины 50-х годов XX ст./. Д. призвана к жизни НТР, необходимостью приспособления бизнеса к быстрых структурных изменений, усиление конкурентной борьбы. Д. выступает инструментом использования преимуществ комбинирования, проникновения в новые, наиболее прибыльные отрасли, стабилизации бизнеса, действуя по принципу „ не класть все яйца в одну корзину". Благодаря этому диверсифицированные предприятия являются более устойчивыми и конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными. Первые получают возможность перелива капитала в наиболее прибыльные отрасли, Д. может рассматриваться как организационно-экономический фактор роста эффективности производства. Одним из результатов Д. является появление фирм - конгломератов, объединяющих предприятия, не связанные между собой „ технологической цепочке".