Раздел 2
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В НЕМ
2.3. Закономерности и проблемы
макроэволюции и антропогенеза
2.3.7. Происхождение человека
Вопрос о происхождении человека
относится к наиболее важных мировоззренческих вопросов и сложных проблем науки,
философии и теологии. На разных этапах общественного развития люди делали попытки
объяснить, каким образом человек возник на Земле и какое место она занимает в
органическом мире. Религии разных народов объясняли происхождение человека
сверхъестественными силами, творением бога.
Наряду с идеалистическими взглядами еще
в глубокой древности существовали мнения о том, что люди могли произойти от каких
животных: медведей (в Северной Америке), человекообразных обезьян (в Индонезии) и т.
п. В XIX в. некоторые ученые - Буффон, Ламарк - обратили внимание на сходство
человекообразных обезьян и человека, но все они подчеркивали духовные способности
человека, которые, по их мнению, могли иметь только "божественное"
происхождения.
Ч. Дарвин в книге "Происхождение
человека и половой отбор" (1871) привел доказательства происхождения человека от
обезьяноподобных предков путем последовательных изменений в результате отбора. В работе Ч.
Дарвина підкреслювались в основном биологические факторы, которые определяли эволюцию
человека. Социальные факторы были раскрыты Ф. Энгельсом в работе "Роль труда
в процессе превращения обезьяны в человека" (1876). Дарвин привел много фактов
происхождение человека от животных, которые позже были дополнены работами многих
ученых.
Данные сравнительной анатомии и
физиологии человека и животных показали сходство человека до млекопитающих как в
общем, так и во многих деталях. При сравнении скелета и мускулатуры
человека и таких животных, как собаки, лошади, обезьяны, были найдены те же кости и
мышцы, которые отличались от человеческих только размерами и некоторыми особенностями.
Удивительное сходство внутренних органов - сердца, легких, органов пищеварения человека
и животных, а также эмбрионального развития, вскармливания малышей молоком и т.п.
Всех млекопитающих можно расположить в
один ряд от менее сложных к более сложным. В конце этого ряда наиболее
совершенным по строению, наиболее универсальной по возможностям окажется человек,
а ближайшие к ней в этом ряду будут человекообразные обезьяны. Благодаря
палеонтологическим находкам реконструирована большая часть филогенетической линии,
которая соединяет современных людей с их мавпоподібними предками (рис. 2.107). Очень
большое сходство с человека по ряду биохимических показателей человекообразных
обезьян. Так, у шимпанзе, как и у человека, 4 группы крови, и человеческую кровь соответствующей
группы можно переливать шимпанзе. При цитологическом анализе установлено, что
структура хромосом шимпанзе во многом подобна структуре хромосом человека;
диплоидный набор хромосом шимпанзе равна 48 (у человека 46), в то же время.
диплоидный набор хромосом других обезьян составляет 5478. Человекообразные обезьяны могут болеть теми же болезнями,
что и человек - тифы, сифилис и др.
Рис. 2.107. Родословную: а - семья
гоминид; б - два подвида Homo sapiens: неандертальского и современного (по: Cavalli-Sforza LL eta/., 1995,
с изменениями).
У человека есть рудиментарные органы, не
связанные с выполнением каких-либо существенных функций в ее организме. В то же время,
аналогичные органы у животных выполняют важные функции. Таких, практически
"неполезных", органов у человека около 90: мышцы ушной раковины,
третье веко, мышцы пухового волосы, копчик в скелете человека, третий кутний
зуб и др. Все это свидетельствует о том, что далеким предкам человека указанные органы
нужны были так же, как они нужны сейчас современным животным. Однако с
изменением условий жизни человека они потеряли значение.
На животное происхождение человека
указывают и факты, относящиеся к эмбриологии. В своем развитии зародыш
человека проходит те же этапы, что и зародыши других позвоночных животных (рис. 2.108).
На раннем этапе эмбриогенеза (3-5 недель) зародыш человека похож на зародыш других
позвоночных: у него закладываются жаберные щели (как у рыб), есть хвост, сердце в
виде трубки. В более поздние периоды эмбриогенеза (до 6-го месяца) зародыш
человека покрыт волосами. Иногда эти признаки, характеризующие зародыш животных,
хранятся у ребенка в постембріональному периоде. Тогда ребенок рождается с
атавизмами (возврат к предкам) - покрыта густым волосяным покровом, с
хвостом. Такой лрояв атавизма, как хвост, иногда удаляют оперативным путем.
Рис. 2.108. Сравнительная
характеристика зародышей человека и других животных:
а - рыба; б - амфибия; в - рептилия;
г - птица; д - свинья; - корова; - кролик; к - человек.
Все эти факты указывают на большую
сходство как строения, так и физиологии человека со строением и функциями
человекообразных обезьян. Однако ни гориллы, ни шимпанзе
не являются прямыми предками человека, и, прежде всего, потому,
что они ее современники.
Наука доказывает, что люди и современные
человекообразные обезьяны произошли от общего предка, который жил в далеком прошлом,
а дальше наступила дивергенция человека и человекообразных обезьян. Так, человек и шимпанзе разошлись около 5 млн.
лет, а человек и орангутан
- более 13-16 млн.
лет назад. Существенной морфофізіологічною отличие человека от человекообразных обезьян
объем головного мозга. У человека он в среднем составляет 1400-1600 см3,
а у обезьян - до 600 см3. Поверхность полушарий переднего мозга у человека в
среднем равна 1250 см2, а у человекообразных обезьян - менее в
3,5-4 раза.
Важнейшими качественными
особенностями человека как биологического вида является сознание, мышление, ее способность
к осознанной труда.
Молекулярная генетика, по сравнению с
палеоантропологічними раскопками, дает большую по объему, точную и объективную
информацию относительно эволюции человека.
2.3.7.1. Формирование человека разумного
Появление современного человека как
биологического вида качественно отличается от процессов возникновения новых видов в
животных. Наиболее важное отличие заключается в том, что эволюция человека
происходила под влиянием не только биологических, но и социальных факторов. На
ранних этапах антропогенеза в древнейших и древних людей ведущее значение для
эволюции играли биологические факторы - изменчивость и естественный отбор. Уже на
этих этапах отбор происходил не только по физическим показателям (сила,
выносливость), но и по уровню умственного развития (умение изготавливать
простейшие орудия труда (рис. 2.109), использование их, способность к
общение с другими членами племени, навыки коллективных действий и т.п.). Следовательно,
уже в эту эпоху отбор способствовал сохранению особей с выраженными социальными чертами.
По мере усовершенствования наших предков трудовой деятельности и языка эта
направленность отбора підсилювалась. Особи, которые имели больше способностей к
изобретение новых орудий, до обучения и анализа обстоятельств, гибли реже.
Рис. 2.109. Каменные орудия труда.
В процессе эволюции люди начали
создавать искусственную среду для жизни - отапливаемые жилища, одежду (рис. 2.110),
запасы продуктов. Зависимость людей от неблагоприятных факторов стала
постепенно уменьшаться, что сопровождалось сокращением функций отбора. На
сегодня действие отбора направлена на сохранение существующих генетических характеристик людей и элиминацию индивидуумов с
неблагоприятными генотипами. Чаще всего это проявляется в раннем периоде
развития в виде мертвонаро - ния и ранней детской смертности.
Рис. 2.110. Снежный человек: а -
древнейший известный экземпляр (5300 лет), найденный в кризисе в Альпах в 1991
г.;
б - реконструкция внешнего
вид снежного человека.
По мере уменьшения роли биологических
факторов резко возрастает значение для эволюции человека социальных факторов.
Способности к трудовой деятельности, абстрактного мышления и членораздельной речи
появились и совершенствовались как специфические качества человека разумного вследствие
влияния коллективного образа жизни на много поколений наших предков (т.е.
сформировались в филогенезе). Эти качества не закрепились в генотипе, и в каждой
современного человека они формируются в процессе его индивидуального развития
(онтогенеза) только под влиянием воспитания и обучения.
Большое значение для социальной
эволюции человека имело появление альтруистических тенденций - забота о стариках,
женщин и детей, уменьшение агрессивности при встречах с представителями других
племен. Все эти факторы способствовали расширению интеллекта человека.