Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Справочник по биологии

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  Эволюция привела к возникновению человеческого общества, которое с нарастающей силой начал влиять на окружающую его природу и на Землю в целом. Сначала это влияние чаще всего носил негативный характер. Бездумная вырубка лесов по берегах водоемов, разорение речных пойм приводило к их обмелению, заболачивание, пересыхания, образования оврагов, ветровой эрозии. Однако в течение большого промежутка человеческой истории эти влияния людей носили местный, локальный характер, и только за последние 100 лет влияние человека на окружающую среду вырос в тысячу раз и приобрел глобальный характер. Это связано как с резким ростом численности людей («демографический взрыв»), так и с научно-технической революцией.

  Совокупность растений и животных, а также источники сырья составляет природные ресурсы. Они подразделяются на заполняемые и непоправимые. К непоправимым природных ресурсов относятся источники сырья (руды, уголь, нефть), которые образовались в земной коре за сотни миллионов лет, а используются человеком за несколько десятилетий. К заполняемым ресурсов относятся микроорганизмы, растения и животные, которые сравнительно быстро размножаются и служат для удовлетворение потребностей человека в пище и одежде.

  Используя во всевозрастающих масштабах природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, человечество загрязняет биосферу. Основными источниками загрязнения атмосферы служат автомобили и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн. т. оксида и диоксида углерода, 150 млн. т. сернистого газа, 50 млн. т. оксидов азота и т.д. Оксиды азота и серы, соединяясь с водяными парами, образуют азотную и серную кислоты, выпадают на Землю в виде слабо концентрированных кислотных дождей, которые уничтожают растительный и животный мир и вредно действуют на здоровья человека.

  Воздуха над промышленными центрами содержит в 150 раз больше пыли, чем над океаном, вследствие чего задерживается до 50% солнечных лучей. За последние 100 лет содержание в воздухе диоксида углерода вырос на 10 %, результатом чего является «парниковый» эффект, который может привести к повышению температуры на планете, таяние полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. В атмосфере значительно возросло содержание фреонов, которые разрушают озоновый слой, что влечет за собой проникновением на поверхность Земли коротковолнового ультрафиолетового излучения, пагубного для всего живого.

  Основной причиной загрязнения водных бассейнов является сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод промышленными предприятиями. С полей смываются минеральные удобрения и ядохимикаты. В водоемы попадают нефтепродукты и синтетические моющие средства. Все это приводит к гибели многих организмов преимущественно в прибрежных районах. Особенно вредно действуют на морских обитателей нефтяные пленки, образующиеся после аварий танкеров и при добыче нефти на океанских шельфах. Они отравляют живые организмы и уменьшают насыщенность воды кислородом, что пагубно сказывается на размножении планктона - первого звена экологической пирамиды в океане.

  Причиной загрязнения литосферы является ненормированное применение в сельском хозяйстве минеральных удобрений, инсектицидов, дефолиантов и других препаратов. Особую проблему создают отходы производств (пустые породы) и бытовое мусора. Плодородный слой почвы в естественных условиях формируется очень медленно (1 см. за 100 лет). Для предупреждения истощения почв необходимо вносить органические и минеральные удобрения. Деятельность человека часто приводит к эрозии почв - разрушения и сноса плодородного слоя потоками воды или ветром.

  Особое место занимает загрязнение окружающей среды радионуклидами в связи с испытаниями ядерного оружия и мирным использованием радиоактивных изотопов. Особенно обострилась эта проблема после аварии на Чернобыльской АЭС, что послужило причиной радиоактивного загрязнение больших территорий Беларуси, Украины и России. Особенно опасно накопление в организме животных и человека изотопов стронция-90 и цезия - 137, имеет длительный период полураспада. Повышение радиоактивного фона может быть причиной увеличения частоты мутаций и развития опухолей.

  Интенсивное загрязнение атмосферы, почвы и воды промышленными отходами, ядовитыми и радиоактивными веществами отражается на здоровье человека. В последние годы наблюдается рост числа хронических заболеваний легких и желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний, опухолей и наследственных болезней, обусловленных экологическими факторами.

  В настоящее время перед человечеством вполне реально встает вопрос об экологической кризис, то есть такое состояние окружающей среды, когда она будет непригодной для жизни растений, животных и самого человека. По мнению экспертов, экологическая ситуация, которая складывается на Земле, действительно таит в себе опасность серьезных и, возможно, необратимых нарушений биосферы в том случае, если деятельность человека не приобретет планомерный характер, что согласуется с законами развития биосферы.

  В 1948 г. при ЮНЕСКО был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который проводил исследования по охране биосферы и пропаганды-рационального использования природных ресурсов. Его комиссия по редких и исчезающих видах выдала Международную Красную книгу, в которую было занесено около 20 тыс. видов. Все виды животных и растений в ней разделены на 5 категорий состояния популяций и их охраны:

0- а - виды, которые, по-видимому, исчезнувшие, не найдены в течение ряда лет, но, возможно, уцелевшие в некоторых недоступных местах или в неволе (культуре);

1- а - те, что находятся под угрозой исчезновения, виды, которым угрожает непосредственная опасность вымирания; дальнейшее существование их невозможно без осуществления специальных мер охраны;

2- а - редкие виды, которые не находятся под непосредственной угрозой исчезновения, но встречающиеся в таком небольшом количестве, что могут быстро исчезнуть;

3- а - виды, сокращающиеся численность и ареал которых уменьшается в течение определенного времени или из естественных, либо из антропогенных причин;

4- а - не определенные (в плане систематики) виды, очевидно, находится под угрозой исчезновения, но недостаточно изучены.

  С 1971 г. ЮНЕСКО осуществляет международную программу «Человек и биосфера» (МАВ). В 1973 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН принята межправительственная программа по острейших проблем охраны окружающей среды (ЮНЕП).

  В 1974 г. был издан Красную книгу СССР, в которую внесено более 1200 видов животных и растений.

  В 1977 г. в Женеве подписана конвенция о запрещении военного и любого враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее подписали 33 государства - члены ООН.

  В 1983 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты резолюции «О исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для сегодняшних и будущих поколений» и «Всемирной хартии природы».

  Мероприятия по охране природы должны быть направлены на борьбу с эрозией почв путем специальных агротехнических приемов, например, проход рыхление почвы, защитного лесонасаждения, залугування, применения научно обоснованных норм внесения удобрений, степени орошения и осушения.

  Главное направление развития промышленности - создание безотходных технологий, которое предусматривает комплексное использование сырья и замкнутые циклы производства, исключающие выбросы вредных веществ в атмосферу и сточных вод в водоема.

  Сложная задача стоит перед человечеством по сохранению генофонда растений и животных. Для этого созданы и создаются заповедники, заказники, национальные парки; особо редких животных выращивают в неволе, а растения разводят в специальных хозяйствах.

  На территории СССР было создано около 150 заповедников, заказников 600 государственного значения и большое количество местного. Заповедники - это территории (акватории), на которых запрещена деятельность человека (кроме научной) и весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии. Национальные парки - это охраняемые, с природными комплексами, которые сохранились, частично или полностью открыты для посещения. Заказники - это территории (акватории), на которых временно хранятся определенные виды растений, животных, элементы ландшафтов и другие памятники природы. Памятники природы могут быть уникальные или эталонные, имеет ценность в научном, познавательном или эстетическом отношении. Это разнообразные природные объекты: отдельные деревья, рощи, парки, озера, водопады, пещеры и т.д.

  Согласно закону «О природно-заповедную фонд Украины», принятым Верховной Радой в июле 1992 г., к объектам природно-заповедного фонда отнесены:

  - природные заповедники (для сохранения природных территориальных комплексов, проведение научных работ, разработки рекомендаций по охране окружающей природной среды, распространения экологических знаний) - Полесский, Каневский, Медоборы, Украинский степной, Луганский степной, «Дунайские плавни», «Мыс Мартьян», Крымский, Ялтинский, Карадаг, Еланецкая Степь, Горганы, Днепровско-Орельский;

- биосферные заповедники (объекты международного значения, созданные для охраны типичных природных объектов с целью фонового мониторинга, включают зоны: заповедную, буферную, антропогенных ландшафтов) - Аскания-Нова, Черноморский, Карпатский;

- национальные природные парки (их роль раскрывают функциональные зоны: заповедная, регулируемой рекреации, стационарной рекреации, хозяйственная) - Карпатский, Шацкий, Азово-Сивашский, Синевир, Вижницкий, «Святые горы», «Подольские товтры», «Бескиды»;

- региональные ландшафтные парки (созданные для охраны типичных для данной местности ландшафтов и организованного отдыха населения);

- заказники (общегосударственные и местные);

- памятники природы общегосударственного и местного значения (комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические, геологические);

- заповедные урочища;

- ботанические сады;

- дендропарки;

- зоологические парки;

- памятники садово-паркового искусства.

  Природные процессы динамические, экологические системы подвижны. Только мы не замечаем изменений, что происходят медленно, в течение десятков, сотен, тысяч лет. Мы говорим конечно о экологическое равновесие, но, наверное, более точным будет представление о нормальный ход природных процессов. Познание этих процессов дает в руки человека возможность учитывать законы природы, которые управляют ими. Однако мы можем иметь в распоряжении достаточно большую информацию о возможных последствиях наших действий для природы, иметь представление о юридической ответственности за них и в то же время, отдавая предпочтение близкой выгоде или необходимости действовать вопреки экологическими и правовыми нормами. Пока наши представления о биосфере не будут закрепленные в виде незыблемых норм, мы вряд ли сумеем полностью преодолеть в себе безответственного потребителя.

  Исходя из целевых установок совершенствования экологического обучения и воспитания, которые вытекают из проблем охраны окружающей среды, важно добиваться, чтобы подрастающее поколение было экологически грамотным. Экологическая культура органично включает мировоззренческие знания (естественно-научные, технические, правовые, моральные и т.д.). Экологически грамотный и воспитанный человек должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно беспокоиться о сохранности экологической ситуации в пределах нормы, понимать суть основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия влияния человека на природу, способах оптимизации этой взаимодействия. Научно-экологические знания должны быть активными, органично входить в сознание человека, его поведение и деятельность.

  Выполнения трудовых задач в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере обслуживания должны согласовываться с требованиями охраны окружающей среды, бережливым использованием природных ресурсов и энергии, поскольку «экономически только то, что экологически».

  Экологическая ответственность каждого молодого человека должна стать частью ее личной позиции, элементом целостных ориентаций в окружающем мире, отношениях к людям, себя, материальных, природных и духовных ценностей.