Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.3 Религия Древнего Китая

Культ Неба

 

в 1027 г. до н. э. по битве при Муе появилось новое государство во главе с династией Чжоу. Ассимилировав інкський культ Шанди и веру в могущество предков, они внесли и новую идею - развит культ Неба. Именно на Небо перешло представление о прямой генетическая связь божественных сил с правителем: чжоуский ван стал почитаться как сын Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века.

Небо стало верховным контролирующим и регулирующим началом и главным усекитайським божеством, причем культу Неба был пригодный не столько сакральный, сколько морально-этический акцент. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает честных. В понятие «добродетель» (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом, правителя, что он олицетворял народ) божественным учреждениям, внутренний божественно-детермінованій силе. Только в случае владения «где» правитель имел право управлять; потеряв его, он терял право на власть.

Итак, Небо (Тянь), вобрав часть функций Шанди, стало даже не столько верховным божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости, добродетели. Это еще больше усилило рационалистическое начало, что оно уже было в верованиях іньців. Претендуя на родство с Небом, правители стали именовать свою страну Поднебесной (Тянь-ся), а себя - сыновьями Неба (Тянь-цзы). Это означало, прежде всего, принятие на себя ответственности за весь мир, его благополучия.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отпевание - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Она не сопровождалась мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. На первый план выходило синовнє почитание, необходимость отчитываться перед вышестоящей инстанцией и небесным отцом, хранителем мирового порядка.

Если выше трансцендентное начало было перенесено с Шанди на культ Неба, то почитание ди и Шанди превратилось в почитание умерших предков вообще. Это, конечно, мало касалось простых людей, память о которых была личным делом их семей. Речь идет о расширении чествования ди из довольно узкого круга ванов к широкой сферы аристократов - чиновников, которые претендовали на родство с правящим домом, а таким образом и на божественный статус своих умерших предков.

Считалось, что человек наделен двумя душами - материальной (по) и духовной (хунь). Первая по смерти вместе с телом уходит в землю - именно для ее удовлетворения с умершим отправляли на тот свет многочисленные вещи, а иногда и жен со слугами. Важно отметить, что постепенно на месте человеческих жертв возникали многочисленные в полный человеческий рост статуи (как, например, при захоронении императора Уди с двумя тысячами воинов). Вторая душа устремилась на небо, где занимала место, строго согласно статусу ее обладателя. В домах правителя и аристократов строились домовые храмы, алтари и т.п. в честь умерших родственников с именными табличками. Существовала даже табель о рангах, в которой отмечалось, а какое количество табличек имеет право человек после смерти (от семерых для вана к одной для чиновника двенадцатого разряда).

В народных низов популярным был древний культ Земли (е), тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством. Постепенно и этот, довольно мистический и народно-почитаемый культ с алтарями-е узурпируют чиновники, как символ власти над землей, урожаем и время (прежде всего, земледельческим календарем). На этих алтарях аристократы наказывали своих врагов, а захват его во время войны означал полное поражение.

Жрецов в прямом смысле древний Китай не знал, как не знал и крупных персонифицированных богов и храмов в их честь. Небо же и Земля не нуждались в специальных жрецов, поскольку обязанности первосвященника в ритуалах в их честь выполнял правитель, а функции асистувавших ему жрецов - чиновники, прислуговувалися правителю. Эти чиновники - жрецы, потомки инкских волшебников, были в первую очередь чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя. Именно поэтому крайне формализованный ритуал многочисленных народных культов с почти математически вирахуваним церемониалом, где даже музыка перестала привлекать верующих, свелась к схеме, хотя - и это примечательный факт - осталась определенным эталоном, требовал реформы. Все это спонукувало человека, что находилась как бы в свободном полете, - человека, свободного от догм и стихийно жадаючу опоры в простых и очевидных знаниях и опыте, изобретать золотую середину между математически-абстрактной упорядоченностью и пьянящей силой желания. Так на фунте китайских имперских культов Неба, Земли и Человека возникли две религиозно-философские течения - конфуцианство и даосизм.