Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 4. философия ХVII-ХІХ веков

§4 Диалектический материализм

Основатели диалектического материализма Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) синтезировали диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. На этой основе они произвели детерміністську концепцию общественного развития как смены общественно-экономических формаций (исторических ступеней общественного развития, в основе которых лежит определенный способ производства). Рабочий класс рассматривается как исключительная сообщество, призвана преобразовать мир, усуспільнити все средства производства, взяв власть в свои руки, изменить общественно-экономическую формацию (осуществить социальную революцию), уничтожить общество, в котором меньшинство эксплуатирует большинство, и построить справедливое общество, в котором будут удовлетворяться потребности каждого человека.

В XX в. эта теория стала основой грандиозного социального эксперимента в СССР и других странах. Теория диалектического материализма (марксизма-ленинизма) была догматизована и вульгаризована, а политическая практика стала нелюдяною, рассматривая людей лишь как материал для функционирования и милитаристской экспансии тоталитарного государства.

Коренной ошибкой марксизма-ленинизма стало сведение сущности человека к совокупности ее социальных отношений, игнорирование ее духовности, недооценка ее биологической природы, противопоставление рабочего класса крестьянству и интеллигенции как призванного управлять ними, а также предоставление чрезмерной роли насилия в общественном развитии.

Эти теоретические ошибки и преступная политическая практика обошлись народам СССР, Китая и стран народной демократии в десятки миллионов человеческих жизней.

Еще более губительным оказалось догматическое следование теории без учета огромных изменений, которые произошли в XX в. В условиях научно-технической революции и распространения высоких технологий большую часть населения развитых стран составляют далеко не бедные люди, а средний класс, который состоит из высококвалифицированных рабочих, в основном умственного труда, бизнесменов, менеджеров, работников сферы обслуживания т.д.

С другой стороны, не были учтены недвусмысленные указания самого Маркса о том, что социалистические преобразования возможны только в высокоразвитых странах, до которых никак не принадлежала Россия. И в результате прогрессивные социальные преобразования произошли в странах, где к власти пришли умеренные марксисты, социалисты, социал-демократы (во Франции, Германии, Швеции), где достигнут высокий уровень жизни и социальной справедливости.

Вместе с тем, в работах Маркса, Энгельса и их последователей были существенные достижения в исследовании экономики, социальных проблем, проблем личности. Много положительного наработан следующими философами-марксистами в конкретных отраслях философии (истории философии, теории познания, логики и методологии научного познания, в исследовании философских категорий и философских проблем естествознания).

Однако значительная часть работ вольно или невольно была выдержана в духе официозной схоластики, чрезвычайно идеологизирована, конъюнктурная, а иногда и антинаучная (например, в отношении генетики и кибернетики).

Карл Гіршель Маркс:

- В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

- Не только результат исследования, но и путь к нему должен быть истинным.

- Вся история есть ничто иное, как создание человека человеческим трудом. © ...цель, для которой нужны неправильные средства, не является правильной целью...

Фридрих Фридрих Энгельс:

- Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку вперед больше, чем десяток университетов.

- ...личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает...

- Свобода воли означает... не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

- ..человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

- Мы, наверное, "сведем" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но исчерпывается ли этим сущность мышления?

Маркс и Энгельс:

- Если характер человека создается обстоятельствами, то надо сделать обстоятельства человечными.

Владимир Ильич Ленин:

- Познание есть вечное, бесконечное приближение к объекту.

- От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.

Контрольные вопросы:

1. Как понимает Кант пространство и время, причинность?

2. Суть категорического императива Канта.

3. Как понимает природу Шеллинг?

4. Какие законы сформулировал Гегель?

5. Как понимается общественное развитие в диалектическом материализме?