РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 4. философия ХVII-ХІХ веков
§4 Диалектический материализм
Основатели диалектического материализма Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс
(1820-1895 гг.) синтезировали диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. На этой основе
они произвели детерміністську концепцию общественного развития как смены общественно-экономических
формаций (исторических ступеней общественного развития, в основе которых лежит определенный
способ производства). Рабочий класс рассматривается как исключительная сообщество, призвана
преобразовать мир, усуспільнити все средства производства, взяв власть в свои руки,
изменить общественно-экономическую формацию (осуществить социальную революцию), уничтожить общество,
в котором меньшинство эксплуатирует большинство, и построить справедливое общество, в котором
будут удовлетворяться потребности каждого человека.
В XX в. эта теория стала основой грандиозного социального эксперимента в СССР и
других странах. Теория диалектического материализма (марксизма-ленинизма) была догматизована
и вульгаризована, а политическая практика стала нелюдяною, рассматривая людей лишь как
материал для функционирования и милитаристской экспансии тоталитарного государства.
Коренной ошибкой марксизма-ленинизма стало сведение сущности человека к совокупности
ее социальных отношений, игнорирование ее духовности, недооценка ее биологической природы,
противопоставление рабочего класса крестьянству и интеллигенции как призванного управлять
ними, а также предоставление чрезмерной роли насилия в общественном развитии.
Эти теоретические ошибки и преступная политическая практика обошлись народам СССР, Китая
и стран народной демократии в десятки миллионов человеческих жизней.
Еще более губительным оказалось догматическое следование теории без учета огромных
изменений, которые произошли в XX в. В условиях научно-технической революции и распространения
высоких технологий большую часть населения развитых стран составляют далеко не
бедные люди, а средний класс, который состоит из высококвалифицированных рабочих,
в основном умственного труда, бизнесменов, менеджеров, работников сферы обслуживания
т.д.
С другой стороны, не были учтены недвусмысленные указания самого Маркса о том, что социалистические
преобразования возможны только в высокоразвитых странах, до которых никак не принадлежала
Россия. И в результате прогрессивные социальные преобразования произошли в странах, где
к власти пришли умеренные марксисты, социалисты, социал-демократы (во Франции, Германии,
Швеции), где достигнут высокий уровень жизни и социальной справедливости.
Вместе с тем, в работах Маркса, Энгельса и их последователей были существенные достижения
в исследовании экономики, социальных проблем, проблем личности. Много положительного
наработан следующими философами-марксистами в конкретных отраслях философии (истории
философии, теории познания, логики и методологии научного познания, в исследовании
философских категорий и философских проблем естествознания).
Однако значительная часть работ вольно или невольно была выдержана в духе официозной
схоластики, чрезвычайно идеологизирована, конъюнктурная, а иногда и антинаучная (например,
в отношении генетики и кибернетики).
Карл Гіршель Маркс:
-
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин,
кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
-
Не только результат исследования, но и путь к нему должен быть истинным.
-
Вся история есть ничто иное, как создание человека человеческим трудом. © ...цель, для которой
нужны неправильные средства, не является правильной целью...
Фридрих Фридрих Энгельс:
-
Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку вперед больше,
чем десяток университетов.
-
...личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает...
-
Свобода воли означает... не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
-
..человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.
-
Мы, наверное, "сведем" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к
молекулярным и химическим движениям в мозгу, но исчерпывается ли этим сущность мышления?
Маркс и Энгельс:
-
Если характер человека создается обстоятельствами, то надо сделать обстоятельства человечными.
Владимир Ильич Ленин:
-
Познание есть вечное, бесконечное приближение к объекту.
-
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков
диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Контрольные вопросы:
1.
Как понимает Кант пространство и время, причинность?
2.
Суть категорического императива Канта.
3.
Как понимает природу Шеллинг?
4.
Какие законы сформулировал Гегель?
5.
Как понимается общественное развитие в диалектическом материализме?