РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
Дохристианский мировоззрение древних славян - предыстория украинской философии
Одним из важных вопросов истории отечественной философии является вопрос о становлении и развитии философских идей Киевской Руси. Стоит заметить, что до последнего времени, как отмечает В. С. Горский, в нашей литературе бытовало мнение, согласно которому эта эпоха не дает фактов для подтверждения выводов, что на Руси в тот период существовали философы и философия. Причиной такого мнения послужило суженное понимание предмета истории философии. Только знания, изложенные на языке логических понятий и представлены как теоретические положения, считались достойным объектом историко-философского исследования. Такой подход оказался неправомерным вообще и по отношению к культуре Киевской Руси в частности. Философия как духовная квинтэссенция синкретического по своей сути древнерусской культуры отражается в различных сферах духовно-практического освоения мира как философская мысль, закономерности развития которой является непосредственным предметом изучения истории философии. Именно такой способ бытия философии эпохи отечественного средневековья превалирует [3, с. 104].
То круг мировоззренческих проблем, на которые мы наталкиваемся в памятниках древнерусской культуры, дает основания для убеждения в том, что она имела свою собственную философскую позицию. Среди проблем, представляющих философско-мировоззренческий грунт, можно выделить: проблемы бытия, представление о Вселенной, о человеке, ее место в мире, смысл ее бытия, ее счастье; проблемы жизни и смерти, понимание добра и зла; проблемы человеческой истории и др.
Возникновение первых философских идей древних русичей происходило не на голом месте. Это был закономерный процесс формирования мировоззрения, с определенными этапами (типами) его развития и тесной связью между ними. Некоторые элементы "философского" осмысления явлений природы и человеческой жизни прослеживаются в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси и появления письменности. На основе первой самобытной мировоззренческой мифологической системы создавались первые дофілософські образования, которые были обусловлены в значительной мере характером и способом деятельности, быта древних украинцев. Формировался свой стиль жизни и мышления, производились характерны ориентации на освоение мира, своя национальная культура.
Опираясь на эмпирический опыт и мифологическую картину мира, наши предки создавали своеобразную естественную религию, которая позже была названа "языческой", языческой. В этой народной религии основным предметом была природа. В "Синопсисе" ярко обрисовываются олицетворение и обожествление восточными славянами сил природы. Главными языческими богами, которые олицетворяли образы самой природы, были Перун - самый главный идол, бог грома, молнии и дождевых облаков"; вторым идолом был Волос - бог скота; третьим - Позвизд (Похвіст, Вихр) - "бог воздуха, погоды и непогоды"; четвертым - Ладо - бог "веселия и всякого благополучия"; пятым - Купало, "что его за бога плодов земных считали"; шестым - Коляда - "бог празничний, что ему праздник большой месяца декабря в 24-й день одправляють". В "Синопсисе" упоминаются имена и таких богов, как Усляд (Ос - ляд), Корша (Хоре), Дашуба (Дажб), Стриба (Стрибог), Макош (Мокош) и др.
Боги населяли поля, степи, леса, воды и другие места проживания людей. Именно тогда возникли в народном воображении понятие о добрых и злых духов (русалка, черт, леший, домовой, водяной, леший, мавка и др.), разные поверья, заклинания, праздники, игрища (Ивана Купала, колядки, обливание водой и т.д.). Все это объединяло человеческое бытие с природой, а значит и с божеством, поскольку природа, природные стихии в народной религии возникали как божественные, приобретали сакрального характера. Происходил процесс формирования наивного пантеїстичного миропонимание, в котором материальное и божественное не протиставлялись, божественному не отводилась роль творческого начала, оно лишь вносило порядок в окружающий мир, который был един с людьми, богами, природой. Вселенная, космос в языческой религии воспринимался как надісторичний, в природе существовал вечный круговорот, признавалась астральная зависимость. Достаточно развитым был культ предков как важный принцип социальной детерминации.
На протяжении жизни наших предков менялись их мифологические представления и верования. В мифологической системе мировоззрения сложились так называемая героическая мифология и героический эпос - былины. Однако язычество с его політеїстичним поклонением, тот набор навыков, умений, сведений, которые передавались устной традицией, не могли удовлетворить дальнейшее общественно-историческое и культурное развитие Руси. Не давали они ответы на важные мировоззренческие вопросы, через что вынуждены были уступить христианской идеологии и философскому миропониманию. В. С. Горский отмечает, что разрушение мифа и зарождение философии происходит тогда, когда картина мира, что описывалось мифом, становится предметом изучения, когда возникает необходимость объяснить, что означают слова "добро" и "зло", что скрывается за словами, которые описывают мифологическую картину мира [3, с. 16-17].