Раздел 5. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
5.2. Материально-техническая база автомобильного транспорта и организация ее эксплуатации
Материально-техническая база
пассажирского автомобильного транспорта состоит из двух основных элементов:
стационарных сооружений и подвижного состава.
К стационарной части материальной
базы автомобильного транспорта относятся:
• Автомобильные дороги.
• Сооружения дорожной и
автосервисного службы.
• Автопавильоны, автостанции,
автовокзалы.
Автомобильные дороги - это комплекс
инженерных сооружений, что обеспечивает возможность непрерывного движения автомобилей с
расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного
состав. Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и
вневедомственного назначения. Дороги общего пользования классифицируются по
тремя типами:
1. Магистральные,
рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначены для грузового и
пассажирского транспорта.
2. Магистрали, на которых движение имеет
скоростные ограничения.
3. Местные,
рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.
В зависимости от качества, технической
оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной
способности автомобильные дороги делятся на пять категорий. На дорогах
первой категории разрешается движение транспортных средств со скоростью 150 км на
час. На дорогах пятой категории - 60 км в час.
На дорожную и автосервисную службу
возложено содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов, тоннелей, переправ.
Она имеет несколько дорожных участков, дорожно-ремонтных пунктов с соответствующими
зданиями и сооружениями.
К объектам дорожного сервиса,
предназначенных для оказания услуг перевозчикам, водителям и пассажирам, относятся:
• стоянки, мойки, автозаправочные
станции;
• мотели, кемпинги,
магазины, пункты питания, связи и медицинской помощи.
С целью создания необходимых условий
для перевозки пассажиров и туристов автомобильные линии пассажирских сообщений
оборудуются автовокзалами, пассажирскими станциями, автопавільйонами.
Автовокзал - это комплекс зданий,
сооружений и устройств для обслуживания пассажиров, управления движением
автотранспорта и размещения служебного персонала.
Автовокзалы предназначены для
обслуживания пассажиров междугородных сообщений, их строят на конечных пунктах
автомобильных линий и крупных транспортных узлах. Основными функциями
автовокзалов являются:
• Обслуживание пассажиров во
время пребывания на автовокзале.
• Диспетчерское руководство движением
транспортных средств.
• В правление пассажиропотоками на
территории автовокзала.
• Коммерческие операции и контроль.
• Операции технического
обслуживание.
• Учет и анализ перевозок
пассажиров.
• Организация быта и отдыха
автобусных бригад.
• Содержание помещений и территорий
в чистоте.
Пассажирские автостанции предназначены
для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных сообщений на конечных и
транзитных пунктах маршрутов.
К автостанциям относятся линейные
сооружения на автобусных маршрутах приема и отправления автобусов,
посадки-высадки пассажиров, также обслуживание и размещение персонала
автомобильного транспорта.
Маршруты междугородных и пригородных
автобусных сообщений обустраивают автопавільйонами с зонами ожидания на
10-12 человек.
Автопавильоны устанавливаются на
пассажирских линиях небольшой протяженности, на остановках при незначительном количестве
пассажиров примерно через 3-5 км, в густонаселенных районах - примерно через
1,5 км.
В зависимости от суточного количества
отправлений автобусов автостанции и автовокзалы делятся на классы.
Подвижной состав является второй составляющей
материальной базы спорта. Он включает различные виды автомобилей. В зависимости от
пассажировместимости, конструкции и назначения они делятся на две основные
группы: легковые автомобили и автобусы.
Легковой автомобиль является наиболее
распространенным транспортным средством передвижения. Сегодня в мире есть огромное
количество легковых автомобилей самых разных типов, моделей, модификаций и
т.д.
В туристической отрасли легковой
автомобиль чаще всего используется с целью: трансфера; перевозки туристов
от гостиниц к объектам показа и обратно; выполнение деловых поездок; передвижение
в путешествии; отдыха и развлечений.
В зависимости от технико-эксплуатационных
характеристик легковые автомобили классифицируются по многим признакам. В частности,
с рабочим объемом цилиндров они подразделяются на 4 класса: особо малый (до
1,2 л), малый (до 1,8 л), средний (1,8-1,9 л) и большой (свыше 3,5 л).
Форма и стиль кузова во многом
определяются назначением автомашины. Изначально автомобиль предназначался для
развлечения и путешествий и значительная часть кузовов повторяла контуры карет и повозок
и была открытой. В дальнейшем в 20-х годах XX века кузов стал преимущественно
закрытым. Это определяло проходимость автомобиля, возможность
безгаражного хранения на улицах городов, расширяло возможность комфортности и
сервиса. С увеличением скорости движения эти формы принимали все более
аэродинамические контуры. В настоящее время внешний вид автомобиля, дизайн кузова и
салона, определяет во многом конкурентоспособность модели на рынке продаж.
Автобусы предназначены для больших
пассажирских перевозок. Их важной эксплуатационной характеристикой является
вместительность. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до
10 мест (длина 5 м); малой вместимости - 10-35 мест (длина 6,0-7,5 м);
средней вместимости - 35-60 мест (длина 8,0-9,5 м); большой вместимости -
60-100 мест (длина 10,5-12,0 м); особо большой вместимости - 100 мест
(длина 12-16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) более 160-190
мест (длина 16,5 м и более).
По назначению автобусы подразделяются
на городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, туристические, экскурсионные
и школьные.
Таблица 5.2
Классификация автобусов по видам и
назначению [23]
Вид автобуса
|
Назначение, функциональное
использование
|
1. Городские
и пригородные автобусы
|
Для
перевозки пассажиров в населенных пунктах и городах, используются
туристами для индивидуальных путешествий
|
2.
Автобусы для перевозки туристов до крупных транспортных узлов
|
Для
перевозки в международные аэропорты, железнодорожные вокзалы, морские порты, т.е.
трансфер
|
3. Специальные,
единичного изготовления автобусы с количеством мест до 200 человек
|
Используются
в аэропортах для перевозки пассажиров от терминала к
самолета по
летному полю
|
4.
Автобусы для экскурсионных целей
|
Используются
для проведения экскурсий. Часть объектов экскурсионного показа туристы
осматривают непосредственно из автобуса в ходе экскурсии
|
5.Чартерні
/рейсовые автобусы
|
Служат
для автобусных туров, а также для доставки туристов в районы в пределах
населенного пункта и в отдаленные районы
|
6.
Автобусы оборудованы под кемперы и караваны
|
Для
поездок на природу, оборудованы жилым помещением со спальными местами,
кухней и санузлом, чаще всего используются туристами с семьями
|
7.
Специальные автобусы для сафари и приключенческих туров
|
Приспособлены
для езды по бездорожью, количество мест до 25 человек, цель - автономно
путешествовать по стране далеко от цивилизации, полностью оборудованы всем
необходимым
|
Городские и пригородные автобусы -
используются как общественный транспорт для перевозки пассажиров в пределах
города и в пригородной зоне.
Трансферные - осуществляющих организованные
перевозки туристов от крупных транспортных узлов до отелей и обратно. Для
трансфера используются автобусы улучшенной туристского комплектования с
мягкими сиденьями, большими багажными отделениями. В связи с тем, что
расстояния трансфера редко превышают 50 км, каких-то особых требований (радио,
кухня, туалет, телевизор) до трансферного автобуса не относится.
Специальные - для перевозки
пассажиров по летному полю аэропортов от терминала до самолета и обратно.
Количество мест - до 200 человек. Поскольку этап перевозки занимает несколько
минут, то никакого комфорта не предвидится, есть только около десятка сидячих
мест для людей пожилого возраста и инвалидов.
Экскурсионные - осуществляют перевозки
туристов в туристических центрах. Часть объектов экскурсионного показа туристы
могут осматривать непосредственно из автобуса в ходе экскурсии. Например, при
обзорной экскурсии по большом городе. Некоторые двухуровневые автобусы имеют мягкий
крышу второго яруса, состоящая, который закрывают в случае непогоды. Обычно, экскурсионные
автобусы отличаются повышенной комфортностью, мягкими сиденьями, большими
панорамными окнами, наличием радіопідсилювача с микрофоном для экскурсовода,
который занимает специальное место рядом с водителем.
Автобусы для дальних рейсов
делятся на рейсовые и чартерные.
Рейсовые автобусы предназначены для
регулярной перевозки пассажиров и туристов по маршруту и
расписанию, независимо от количества пассажиров. Обычно, рейсовые автобусы
оборудованы мягкими сиденьями с регулировкой угла наклона спинки, индивидуальной
вентиляцией, зашторюваними окнами, имеют не менее 2 дверей и места для
размещения багажа и пассажиров.
Чартерные автобусы осуществляют
перевозки пассажиров (чаще всего туристов) на заказ. Это не означает, что
такие рейсы осуществляются без регулярного расписания. Если туристическая фирма
регулярно осуществляет отправку туристов по любом автобусном туре, то
такой чартерный рейс выполняется по точным расписанием и довольно часто имеет
промежуточные остановки в том или ином направлении движения.
Современные автобусы для туристов достаточно
комфортные и хорошо оборудованы для путешествия. Во всех таких автобусах количество
пассажиров четко регламентирована. Автобусы имеют специальную подвеску, которая
обеспечивает плавный и мягкий ход по неровным дорогам, а мощный двигатель - большой
скорость. Удобные кресла, панорамные окна, кондиционированный воздух, приятная
музыка, телевизор - все это способствует получению удовольствия туристов от путешествия.
Салоны автобусов дальних рейсов
приспособлены для длительного пребывания пассажиров, снабжены мягкими
регулируемыми креслами с подголовниками, индивидуальным освещением каждого
места и вентиляцией. Кроме того, они, как правило, оборудуются кондиционером,
стеклом повышенной прочности, часто тонированным, верхними полками для легкого
ручного багажа и одежды, а также гардеробом для верхней одежды, туалетом,
мусорными бачками,
кухней с холодильником, а иногда и специальным спальным
местом для водителя.
Автобусы, оборудованные под кемперы и
караваны. Салоны таких автобусов оборудуются как настоящие жилые помещения из
спальными местами и кухней с газовой плитой, холодильником санузлом,
умывальником и душем или ванной. Вместимость такого жилого дома на колесах
может доходить до 6 человек (за кількосте» спальных мест). Караваны чаще всего
предлагаются в аренду в туристских центрах туристам, путешествующим семьям. Для
остановки на природе оборудуются специальные стоянки (кемпинги) для кемперов и
караванов, на которых есть возможность заправиться топливом балонно-газовых плит,
замены мусорных и туалетных бачков, подключение бортовых электроприборов к
местной электросети и другие сопутствующие услуги.
Автобусы для сафари и приключенческих
туров. Такие автобусы, вместимостью до 25 человек, приспособлены для поездок по
грунтовым дорогими, достаточно экипированы для осуществления длительных путешествий на
природе за пределами и центров технического обслуживания, обеспечены
радиостанцией и навигационными приборами, кондиционером, холодильником туалетом
и умывальником, запасами питьевой воды, палатками и прочим походным снаряжением.
Довольно часто такой автобус имеет за собой прицеп с походной кухней.
Автобусы, перевозящие туристов,
могут быть классифицированы и по другим признакам: по количеству мест, по виду
топлива, по категории, по уровню комфорта и т.д. На рисунке 5.1 представлена общая
классификация туристических автобусов.
Рис. 5.1 Классификация туристских автобусов
[17]
Обладая высоким маневрированием и
мобильностью, туристические автобусы вне конкуренции на коротких и средних (до
200 км) маршрутах.
Во всем мире к автобусам, которые
осуществляют перевозку туристов, предъявляются высокие требования по их
комфортабельности. Уровень комфортабельности характеризуется пространством между
сиденьями (от 68 до 83 см в автобусах различной категории); высотой спинки кресла
(от 52 до 68 см); углом наклона, на который спинка кресла может откидываться;
видом и качеством обивки и т. д.
Начиная с уровня 3*, каждое место
автобуса должно быть оборудовано индивидуальным освещением и иметь два
подлокотники. Пространство в зоне ног должно быть свободным. Самым комфортабельным
автобусным лайнером является автобус категории 5 «звезд». В таком автобусе есть
гардероб, кухня с грилем, микроволновая печь и дозатор горячих и прохладительных напитков,
а также термошафа для заранее приготовленных блюд.
Для автобусов, которые выполняют
перевозки пассажиров Украины, разработаны специальные классификационные требования.
Они показаны в таблице 5.3.
Таблица 5.3
Классификационные требования к автобусам,
которые выполняют междугородние, межобластные и международные перевозки пассажиров [21]
№
п/п
|
Категория автобуса
Показатель
|
*
|
**
|
***
|
****
|
1.
|
Конструкция и расположение сидений
|
1.1.
Пространство между сиденьями
|
68
|
72
|
77
|
83
|
1.2.
Высота задней подставки, см
|
52
|
65
|
68
|
68
|
1.3.
Регулировка откидывания, см
|
|
-
|
100
|
350
|
1.4.
Количество подлокотников
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1.5.
Сложный подлокотник
|
-
|
-
|
+
|
+
|
1.6.
Регулирование ножки подставки
|
-
|
-
|
-
|
+
|
1.7.
Свободное пространство между сиденьями минимум 50 см
|
-
|
-
|
-
|
+
|
1.8.
Сиденья отодвигаются
|
-
|
-
|
+
|
+
|
1.9.
Журнальная полка
|
-
|
-
|
+
|
+
|
1.10.
Пепельница
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Вентиляция
|
Принудительная, воздушная
|
Принудительная, воздушная
|
Кондиционер
|
Кондиционер
|
3.
|
Обогрев
|
Независимый от двигателя
|
Независимый от двигателя
|
Независимый от двигателя с
автоматическим регулированием температуры
|
Независимый от двигателя с
автоматическим регулированием температуры
|
4.
|
Окна с
защитой от солнечных лучей
|
-
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Индивидуальное
освещение для чтения
|
-
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Акустика
|
6.1.
Громкоговоритель
|
1/8 сиденья
|
1/8 сиденья
|
1/8 сиденья
|
1/4 сиденья
|
6.2.
Микрофон для водителя и экскурсовода
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6.3.
Магнитола
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Расположение багажа
|
7.1.
Место для ручной клади в салоне
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.2.
Объем багажного отсека
|
-
|
75
|
120
|
150
|
7.3.
Наличие защитной обивки багажного отсека
|
-
|
-
|
+
|
+
|
8.
|
Холодильник
|
-
|
-
|
-
|
+
|
9.
|
Туалет
|
-
|
-
|
-
|
+
|
10.
|
Видеосистема
|
-
|
-
|
-
|
+
|
11.
|
Термопідігрів
для напитков
|
-
|
-
|
-
|
+
|
12.
|
Подставка
для стаканов
|
-
|
-
|
-
|
+
|
13.
|
Сложные
столы
|
-
|
-
|
-
|
+
|
14.
|
Сборник
для отходов
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Независимо от категории все автобусы
должны соответствовать условиям безопасности, которые определяются прежде всего требованиями к
технического состояния транспортного средства. Обязательными являются проведение обязательного
технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и
сроки, установленные нормативными документами, действующими в разных странах.
Важное место в системе
пассажирского автотранспорта занимают такси (taxi). Они представляют собой от городского транспорта, который
предназначен для обслуживания индивидуального туристопотока в пределах города или
района. Легковые автомашины - такси оборудованы таксометрами для определения
стоимости проезда. Перевозки автомобилями - такси организуются муниципальными
властью, частными предприятиями и отдельными лицами - предпринимателями.
Туристы - индивидуалы и малые группы
используют такси на этапе трансфера, для передвижения в пределах туристического
центра на экскурсиях, в период свободного времени по программе. Для малой группы
вызывается две-три машины и сопровождающий оплачивает проезд централизованно.
Для такси, обычно, устанавливается
проездная плата за посадку, километраж поездки, за вынужденную стоянку в период
найма, время использования машины.
Тарифная политика различных служб такси
устанавливается индивидуально, в зависимости от конкретных условий (характеристики
подвижного состава) и вида предоставляемых услуг.
В каждой стране, и даже иногда в
разных городах одной страны, есть свои характеристики и правила пользования такси
их услугами.
В Великобритании как такси
используются автомашины определенных марок и консервативной формы кузова с высоким
крышей и непременно черного цвета - «саb». По традиции конструкция кузова должна быть такая, чтобы
человек мог сесть в кабину автомобиля, не снимая головного убора. При всей
непримітності, старомодности, лондонские такси очень удобные и вместительные, имеют дополнительное
откидное кресло, что удобно для туристов и пассажиров с багажом. Водитель
отгорожен от пассажиров стеклом и металлической сеткой, пассажир имеет возможность
наблюдать электронное табло счетчика километража и стоимости проезда. Есть
особые такси -
«minicab», мини-такси, которое можно заказать только
по телефону (пассажиров на улице оно не берет).
Yellow саr - традиционное название нью-йоркского такси, по цвету
кузова ярко-желтого цвета. В Нью-Йорке такси принято заказывать заблаговременно -
по телефону. Принимать пассажиров на законном основании без предварительного
заказ разрешается только такси, окрашенным в желтый цвет.
В Таиланде распространено такси «Тукс -
тукс» («Tuks - Tuks»). Оно сконструировано на основе
трехколесной мотоколяски, однако коляска подвешиваются не так, как в мотоциклах
(сбоку), а сзади. Привод осуществляется на заднюю ось. Над коляской есть навес,
защищает пассажиров от дождя или солнца. Такси «тук - тук» популярное у туристов
для коротких поездок в пределах района, и стоимость его обычно, не очень большая.
С ростом массовости путешествий
все больше и больше отдыхающих туристов ставят требования снять автомобиль
на прокат. Сама идея проката автомашин - это американское изобретение -
начали прокат автомобилей в 1916 году братья Саундери из Омахи, одолжив автомобиль
после того, как их разбился. В 1918 году идея братьев была Саундерів
реализована фирмой «Hertz»,
которая начала активную
деятельность по прокату легковых автомобилей в США.
На европейском континенте и в
других регионах мира прокат автомашин получил распространение лишь после окончания
Второй мировой войны. Услуга проката автомашин получила наибольшее
популярность у путешественников. Сегодня индустрия проката автомашин является гигантской
сетью станций аренды и обслуживания автомобилей по всему миру.
Среди крупных компаний в сфере
проката автомобилей Hertz,
Avis, Budget, Eurocar, Thrifty, Ansa, Sixt и много других. В каждой стране есть
множество мелких национальных компаний.
Напрокат можно взять легковые автомашины различных типоразмеров и марок.
Услуга проката автомашины крепко
вошла в сферу туризма и стала обычной дополнительной услугой туроператоров и
туристических агентств, которые заключают договоры с местной компанией или
транснациональной компанией на условиях агентского вознаграждения. Заказ
осуществляется на этапе формирования тура и резервирования туристических услуг в
туристическом агентстве, однако часть туристов обращаются в конторы проката
непосредственно, например, спонтанно объединяясь в небольшие группы. В любом
туристическом каталоге, кроме собственно описания тура и его стоимости, приводятся
услуги проката автомашин.
Услуга проката включает множество
компонентов: систему автоматизированного бронирования, службу технического
обслуживание большого парка автомобилей, организацию прокатных станций и
агентств обслуживание клиентов (выдачи и прием автомашин, расчетов по
услуги), систему страхования клиентов, собственно автомобилей и автогражданской
ответственности. Клиенты прокатной системы получают огромный дорожный
сервис, например большое количество дорожной и туристической информации, вплоть до
системы навигации движения.