ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
В процессе развития любой науки формируется свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свои концепции и теории. Именно через наличие своего предмета и инструментария исследования научная дисциплина утверждает свой статус, свое признание. Это полностью касается и социологии, самоопределения и самоутверждения которой осуществлялось, как было показано выше, достаточно сложным и длительным путем. Социологический категориальный аппарат является одним из основных компонентов социологической методологии, ознакомление с ниш помогает еще глубже усвоить социологические знания, в частности содержание теоретической социологии, осмыслить суть специальных и отраслевых социологических теорий, увидеть специфику науки, сформировать социологическое мышление.
Раздел 4.
КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
В структуре социологического знания в системе социологического познания принято выделять две группы основных категорий:
• категории, объясняющие статику общества (его структуру) с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями;
• категории, характеризующие динамику общества, его основные этапы, причины, характер и типы изменений.
Структура общества может быть представлена как групповая, спільнісна, классовая, этническая, кастовая, стратифікаційна, институциональная и т. д. система. Возможна также структура, которая объединяет все эти подходы в одну общую картину общества, где названные элементы взаимодействуют как подсистемы. Ниже в схематическом плане представляется определение в первом приближении таких категорий как "личность", "социализация", "социальная группа", "социальная общность", "социальный класс", "социальный слой", "социальная стратификация", "социальная деятельность", "социальное поведение", "социальный контроль" и др.
4.1. Личность и проблемы социализации
В наше время актуализируется проблема включения личности в социальную целостность, в социальную структуру общества, где она является основным элементом. Однако рядом с понятием "личность" в нашем повседневном и научном употреблении привычными стали такие термины, как "человек", "индивид", "индивидуальность". Означают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то отличия? Чаще всего все эти слова употребляются как синонимы, но если подходить четко к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, которое возникает с момента выделения homo sapiens. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем выделение различных рис производится на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и других. Понятие личности вводится для выделения (акцентирования) неестественной ("сверхъестественной", социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальную сторону человека. Человек в этом ключе выступает как носитель социальных качеств и черт, определенное сочетание которых и определяет ее как личность, и именно в этом смысле человек выступает в качестве восходящего отдельно взятого элемента социальной структуры, а личность - в качестве особой социологической категории.
Следовательно, личность (заметим, что в социологии существует более 60 определений личности) - это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных, духовных предметов человеческой культуры, социального опыта. Особенности физического и научно-психологической организации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяется социальной средой. Объективная социальная реальность во многом предопределяет наличие и содержание процесса самореализации человека, его вхождения в социальную структуру общества, формирование различных типов личности.
Процесс усвоения личностных качеств человеком на разных этапах ее существования определяется в социологии понятием "социализация" (от лат. socialis общественный). Под социализацией понимается процесс вхождения (включения) индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обусловливается социальной активностью человека и его способностью при взаимодействии со средой не только усваивать его требования (адаптация), но и изменять эту среду, влиять на него (интеграция), определять свой "жизненный мир". Правда, иногда представляют, что процесс социализации охватывает обучение детей, подготовку к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле это лишь узкое значение данного термина. Социологи пользуются более широким толкованием. Социализация сложный процесс усвоения социальных ролей и культурных потребностей, который начинается с малечого возраста и заканчивается в глубокой старости (со смертью человека).
Школьное, университетское, производственное или любое другое обучение - лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамены. В завершение она получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такое обучение может длиться 5 лет, а может всего 5 месяцев. Однако обучение предмету и обучение жизни - совсем разные вещи. Никакой учитель, никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, бизнесменом, музыкантом, настоящим специалистом любого дела. Этому надо учиться всю жизнь, совершая ошибки и преодолевая их, но делать все цс не в искусственных, а в реальных условиях жизни.
Невозможно обучиться социальной роли с помощью книги или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Каждая социальная роль включает многочисленные культурные нормы, правила и стереотипы поведения, невидимыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Поэтому и к социализации больше подходит термин "усвоение", а не "обучение". Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку за годы своей жизни человек вынужден осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек усваивает свои предпочтения, взгляды на жизнь, правила поведения, роли и т. д. При этом следует подчеркнуть, что без включения человека в тот или иной вид деятельности (экономической, общественно-политической, духовной и т. д.), совместимой с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен.
Процесс социализации в социологии рассматривается как двуединый процесс интериоризации и екстеріоризації.
Под інтеріоризацією понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, за которым они претерпевают соответствующую трансформацию, обобщаются, становятся способными к дальнейшему развитию. Под екстеріоризацією понимается объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими элементами социализации являются: 1) социальная среда; 2) человек как субъект деятельности; 3) общение; 4) субъект социализации. В ходе взаимодействия личности со средой образуются субъективные феномены социализации. Они находят свое отражение в таких личностных системах, как социальные потребности и интересы, социальные ориентации и позиции, стратегическая организация поведения, социальная активность. Первые две системы называют мотивационными, третью - организующей, четвертую - реалізуючою.
Социальные потребности и интересы прежде чем стать источником общественной активности глубоко осознаются личностью, становятся ее идеальным сознанием. Потребности выражают ее особое состояние, а интересы - избирательное отношение к материальным и духовным потребностям и к процессу их удовлетворения.
Социальные ориентации и позиции - совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, которые обьективизуються в соответствующих стереотипах социального поведения. Позиция выражает внутреннее отношение человека к своему положению в обществе, к внешнему миру, предоставляет ориентации объективный характер, субъективную мотивацию и личностный смысл, определяет через систему установок характер и содержание программы ее социальных действий.
Стратегическая организация поведения - совокупность средств приведения в действие мотивированных систем социализации, является промежуточным звеном между потребностями, интересами, ориентациями и позициями личности, с одной стороны, и ее социальной активностью - с другой. Система внутренней стратегической активизации поведения осуществляет переход от побудительной к виконувальної регуляции процесса социализации.
Система социальной активности, которая охватывает деятельность и поведение человека, объективирует человека в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, является заключительным звеном, интегрированным показателем ее социализации.
Как и любой другой процесс, социализация характеризуется периодичностью и устойчивостью протекания. В социологической литературе (Ч. Кули, Дж. Мид, С. Фрейд, Ж. Пиаже, Я. Гелінський) в социализации обычно выделяют три периода: дотрудовий, трудовой и післятрудовий и четыре стадии:
• ранняя (от рождения до поступления в школу);
• обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования). Это период молодости, которая имеет, по Бы. Ананьевым, ранний (21 - 25 лет) и поздний этап (26 - 34 года);
• социальная зрелость (основная, которая охватывает период активной трудовой и общественно-политической деятельности);
• завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальных организаций).
Такое разделение на периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социализации ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста. Мы не разделяем точку зрения, согласно которой пенсионный статус человека определяется как этап десоциализации, которая начинается после завершения периода социализации. Ведь и в пенсионном возрасте немало людей занимается неофициальной трудовой деятельностью, усваивает новый опыт и новые функции. Другое дело - когда речь идет о ресоциализацию.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружающих заставляет думать, что процесс социализации происходит по чьей-то помощи со стороны. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения их называют агентами социализации.
Агенты социализации - люди и учреждения (социальные структуры), которые отвечают за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
• агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабців и дедов, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
• агентов вторичной социализации-представителей администрации школы, училища, университета (института), предприятия, армии, милиции, церкви, государства, средств массовой информации, политических партий и т. д.
Поскольку социализация в данном случае делится на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.
Первичная социализация касается непосредственного окружения и включает прежде всего семью и друзей. Вторичная относится к опосередкового, или формальному окружению и состоит из влияния учреждений и институтов. Роль первичной социализации является большим на дотрудовому периоде и ранней и учебной стадии, а вторичной - на трудовом и післятрудовому периоде и на стадии социальной зрелости и завершения жизненного цикла личности.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну - две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплінатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазібатьків: старшие дети опекают и заботятся о младших.
И в заключение обратим внимание на важность "социализации к смерти". Крупнейший провал существует именно в конце жизненного пути. По - сути, человека никто и нигде не готовит к. старости и смерти. Доінструальне, традиционное общество ориентировано скорее в сторону старости, чем юности. Пожилых людей уважают за их старость, а в семье для них было приготовлено почетное место. В современном обществе их знания кажутся архаичными, авторитет - сброшенным, а сами они - ненужными своим детям. Лучшее, что они могут сделать, - это не быть обузой. Не столько общество презирало пожилых людей, сколько исчезли социальные роли, которые выполнялись когда-то ими. Они страдают даже не от естественного процесса старения, а от изоляции, отчуждения и непонимания, от кризисной ситуации, которая сложилась в нашей стране.
Так как общество заинтересовано в эффективности социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, то управление процессами социализации индивидов, преодоление в них элементов стихийности набирает не только социальной, но и стратегической значимости. Ведь эффективность социализации, ее глубина определяет социальную качество народонаселения страны, а основой динамики социальных систем служит интеграция ценностных стандартов по структурно усвоенных личностью потребностей и установок. Тс, что устойчивость любой социальной системы, включая наиболее эффективный процесс взаимодействия, зависит от такой интеграции является, можно сказать, фундаментальной динамической теоремой социологии. Это восходящая точка отсчета для любого исследования, которое претендует быть динамическим анализом социального процесса.