Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Раздел 1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ
1.4.1. Понятие "научно-техническая революция"

Примерно в середине 60-х годов XX в. в литературе, на радио и телевидении начали интенсивно употреблять выражение "научно-техническая революция". Слово "революция" французского происхождения и означает коренной переворот, глубокие качественные изменения в развитии явлений природы, общества или познания. Научно-техническую революцию (НТР) понимают как коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества, в непосредственную производительную силу.

Напомним, что производительными силами общества является совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение.

В течение XVIII-XIX вв. человечество достигло больших успехов в развитии машинной промышленности. Продукцию на фабриках и заводах начали производить преимущественно не вручную, а с помощью машин. На них работали рабочие, которые имели надлежащую квалификацию. Рабочими руководили квалифицированные инженеры и менеджеры.

В течение последних 2-3 тысячелетий человечество развивало науку и использовало достигнутые ею результаты для удовлетворения потребностей общества. Итак, наука и техника существуют уже давно. Что же произошло в середине XX в., в результате чего мир заговорил о научно-техническую революцию?

А произошло вот что. Наука начала развиваться значительно интенсивнее, чем раньше, ее достижения стали использовать быстрее и шире. Иначе говоря, обращались к науке для решения существующих проблем не время от времени, а на постоянной основе. Общество поняло, что хотя развитие науки требует немало средств, и без нее потери общества будут еще больше.

В прошлом практика зачастую опережала науку, которая вынуждена была обосновывать уже известные человечеству вещи и явления.

Толчком к научно-технической революции была Вторая мировая война 1939-1945 pp. Война стимулировала поиск новых средств ее ведения и быстрые темпы их внедрения. Например, в США достаточно оперативно и в большой тайне был создан атомную бомбу, которую 2 и 9 августа 1945 г. испытали, сбросив на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Важнейшие признаки научно-технической революции:

- является открытие и использование новых видов и источников энергии (атомной, термоядерной и т.д.);

- автоматизация и связанная с ней кибернетизация производства;

- широкое использование на производстве, в управлении и науке электронно-вычислительной техники;

- открытие способов создания материалов с заранее заданными свойствами, которые не существуют в природе;

- внедрение принципиально новых, преимущественно физико-химических методов и технологий;

- проникновение науки в микромир - структуру элементарных частиц материи;

- освоение космоса;

- органичное сочетание науки и производства.

Для современной НТР присуще значительное сокращение сроков внедрения научно-технических разработок от их лабораторной стадии в серийное производство. Такой путь своего времени длился 112 лет для фотографии, около 80 - для электричества. XX века оказалось сложнее. Ему было достаточно 12 лет для телевидения, 6 - для атомной бомбы, 5 - для транзисторов, 3 - для интегральных микросхем.

В литературе встречаются данные о том, что средний срок внедрения научно-технических разработок составляет: в Японии - 2-3,5 года, в США - 5-7 лет, во Франции - 8-10 лет.