Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

АНОМИЯ - состояние сусп. системы, для которого характерно отсутствие общ. принятых ценностей и норм как универсальных регуляторов социального поведения людей. В условиях А. в обществе нет общ. принятых представлений, согласно с которыми люди знают: если они будут делать то, что общество одобряет, то получат социальную вознаграждение, а если будут делать то, что не одобряется, то к ним применят соответствующие санкции.

К феномену А. социологи обращаются каждый раз, когда конкретно-исторические условия ведут к социальным кризисам и нарушение общ. социальной стабильности. Возникновение этого явления связано с формированием культуры полиса в Древней Греции, когда процесс разложения традиционной культуры и образа жизни, что породил экон. неравенство и полет, страсти, начал ассоциироваться в сознании людей с социальной дисгармонией.

Появление категории "А." как одного из ключевых понятий в соціол. концепции Е. Дюркгейма, как правило, связывают с полет, нестабильностью, возникшей в результате Великой французской революции. Проблемы А. и социальной организации вновь появляются в поле зрения социологов после i И II мировых войн, а также значительных экон. и социальных кризисов.

А как определенное состояние социальной организации типична для любого переходного общества (или трансформации какой части сусп. отношений: создание новых социальных групп и ин-тов, изменение принципов взаимоотношений между отдельными социальными группами или ин-тами). Только при исключительных истор обстоятельств А. достигает глобальных масштабов, когда все общество в целом сознательно отказывается от главных ідеол. принципов своей организации, по сути, не имея новой целостности, отработанной временем ценностно-нормативной системы. Именно в условиях глобальной А. оказалось пострад. общество.

Закономерный результат дезорганизации общества и глобальной А рост социальной невостребованности, которое проявляется в неудовлетворенности человеком своим положением в обществе, тем, что она дает обществу, и тем, что от него получает.

Сравнительный анализ социальной невостребованности различных социально-демогр. групп, проведенный по результатам репрезентативных для населения Украины опросов (Н. Панина, С. Головаха), показал, что разрушение нормативных моделей, даже такая, основанный на массовой поддержке, при отсутствии новых нормативных образцов с гарантированной інституціальною поддержкой, привела к росту социальной отчужденности практически во всех главных социальных группах.

Одно из последствий этого - деморализованность индивидов и социальных групп. Исходя из понимания А. как рассогласования между социально одобренными целями и средствами их реализации, Р.Мертон обосновал положение о том, что деморализация проявляется в тех социальных группах, где происходит дезинтеграция целевых инструментальных структур. Например , реализация "амер мечты" о материальное процветание для каждого остается без эквивалентных інституалізованих средств, а это приводит к массовой невостребованности и деморализации среди социальных аутсайдеров. В. Томас и Ф. Знанецький рассматривали деморализацию как проявление неспособности индивида организовать собственную жизнь в условиях социальной дезорганизации, хотя и подчеркивали, что деморализация индивидов не эквивалентна социальной дезорганизации, поскольку последняя является универсальным процессом, в рамках которого возможны и другие формы индивидуальных реакций, кроме деморализации. Эта мысль подтверждается многими примерами индивидуального и массового преодоления деморализующего воздействия социальной дезорганизации в условиях сусп. кризиса, разрушительных конфликтов, природных и техногенных катастроф.

В условиях посттоталитарного развития общества деморализация может возникать как реакция на нереализованность "демокр. мечты" о скором преодолении кризиса и повышения уровня жизни. Многочисленные данные опросов 1990 - 1995 гг. свидетельствуют о нарастание пессимистических настроений, негативной оценки своей жизни и пессимизм при прогнозировании своего будущего.

Высокий уровень такого состояния можно зафиксировать в определенных проявлениях массового сознания. Один из таких показателей - рост апокалипсических настроений в посткомуніст. государствах. Широкое понимание "гибели", "катастрофы" как вероятных или даже реальных можно интерпретировать как показатель деморализованности, что требует нормативной реакции на А.

Углубление деморализованности порождает нормативную реакцию на А. При длительном отсутствии нормативных регуляторов поведения, когда многим кажется, что при таких условиях может произойти "что угодно", почти автоматически, как считает Г. Беїскер, возникает требование "вернуться к старым добрым временам". Другой выход из тупика массовое сознание усматривает, по Г. Беккером, в поисках "авторитетного пояснювача" - лидера, который знает правильные способы деятельности и может заставить "других" их выполнять.

Эти два типа нормативной реакции на А. обусловливают формирование соответствующих типов ценностно-нормативных подсистем: традиционно-архаической (требование вернуть старую систему ценностей) и авторитаристської (требует привести к власти сильную личность, которая установит "твердый порядок"). Существует также два типа ненормативной реакции на А.: социальный цинизм и экстремизм.

Ситуацию, которая определяется принятием ценности-цели и отсутствием інституціальних ценностей - средств, Р. Мертон рассматривал как непосредственно аномічну (на примере амер. общества 20 - 30-х гг.). Это один из возможных видов реагирования на А., ненормативная реакция - равнодушие относительно средств достижения цели. Інтеріоризована "беспристрастность" относительно этого (а именно относительно норм) приводит к социального цинизма. Другой тип ненормативной реакции - экстремизм - ориентация на деструктивные средства достижения полет, целей.