ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Электромагнитное поле
УРОК 6/18
Тема. Лабораторная работа № 3 «Исследование явления электромагнитной индукции»
Цель урока: исследовать и объяснить явление электромагнитной индукции; проверить выполнение правила Ленца.
Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.
Оборудование: две катушки с сердечниками, два полосовых магнита, миллиамперметр, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода.
ХОД РАБОТЫ
1. Соедините катушку с большим количеством витков из міліамперметром, как показано на рисунке.
2. Вставьте магнит в катушку, наблюдая за показаниями міліамперметра. Оставив магнит в катушке, наблюдайте за стрелкой прибора.
3. Извлеките магнит из катушки, наблюдая за показаниями прибора. Выясните, как изменяются показания міліамперметра, если опыты проводить медленно или быстро; с одним магнитом или с двумя.
4. В тетради для лабораторных работ запишите, в какую сторону отклоняется стрелка міліамперметра и его крупнейшие показания в случаях, когда:
· магнит вставляют в катушку северным и южным полюсом;
· изменяют скорость движения магнита;
· заменяют один полосовой магнит на два магнита.
5. Объясните полученные результаты. Выясните, от чего зависят величина индукционного тока и его направление.
6. Изобразите на рисунках линии магнитной индукции магнитного поля постоянного магнита; линии магнитной индукции индукционного поля; направление индукционного тока в замкнутом витке в рассмотренных выше случаях.
7. Соберите электрическую цепь, соединив последовательно источник тока, реостат, ключ, соединительные провода. Вторую катушку с большим количеством витков подключите к міліамперметра. Вставьте одну катушку в другую и наденьте обе катушки на общий сердечник.
8. Поместите ползунок реостата в положение, соответствующее максимальному сопротивлению реостата. Замкните круг и наблюдайте за показаниями міліамперметра. Наблюдайте, что происходит во время увеличения или уменьшения сопротивления реостата.
9. Запишите в тетради для лабораторных работ вывод: что вы наблюдали и какой получен результат?