Урок 19
Тема. Понятие о тексте. Различия групп отдельных предложений и текста. Заголовка, его соответствие содержанию текста. Произношение и написание слов гроздь, кисть
Цель: ознакомить детей с понятием текст; формировать представление о тексте как форме связного высказывания, его характерные признаки; развивать умение определять тему текста, подбирать заголовок к тексту соответственно содержанию текста;воспитывать умение видеть красоту природы.
Оборудование: рисунок березки, дуба, ясеня, калины, толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
III. Актуализация опорных знаний
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Петя идет в школу. Накрапывал дождик. Троллейбус подошел к остановке. Армия защищает границы Украины. Солнце садится за гору.
- О чем вы узнали?
- Как вы думаете, почему это трудно определить?
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, почему одна группа предложений дает нам определенные сведения о что-то одно, а вторая - распыляет информацию на несколько предметов.
V. Работа над изучением нового материала
1. Поисковая работа (упражнение 88)
Как итог работы - правило на с. 44.
- Какова характерная особенность текста?
- Как вы думаете, почему к тексту подобрали именно такой заголовок? Что он отражает?
2. Коллективная творческая работа (упражнение 89)
- Прочитайте текст.
- Что в нем не так?
- Подумайте, как поменять предложения местами, чтобы получился текст. Учитель выслушивает несколько предложений, просит детей прокомментировать.
Работа с заданием 2 (коллективно, прокомментирована).
- О чем рассказывает текст?
- Какой заголовок вы бы подобрали к тексту?
- Почему именно такой?
3. Физкультминутка
VI. Закрепление и систематизация знаний
1. Минутка чистопису
Пп ос с березка
Проверка - взаємоперевірка по образцу.
- Что такое березка? Выберите ее изображение среди рисунков.
- Как вы ее узнали? Какие чувства она вызывает?
2. Работа с упражнением 90
Задачи 1, 2 проработать коллективно.
- Какие чувства вызвал этот текст?
- Каково отношение автора к березке? Из чего это видно?
- Согласны ли вы с автором?
- О чем рассказывает этот текст?
- Какой заголовок можно подобрать к нему?
Задача 3 предложить проработать самостоятельно.
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Прочитайте текст упражнения 91. Это текст? Почему?
- О чем он рассказывает?
- Какой заголовок вы бы подобрали к нему?
- Прочитайте задание к упражнению. Является ли вопрос?
4. Словарная работа
- Было ли в тексте упражнения 91 слово, значение которого было бы вам непонятным?
- А что такое созвездие?
- А что такое кисть? Обратитесь к словарям.
- Действительно, кисть и кисть - это слова, близкие по значению. Запомните их написание и правильное произношение.
- Составьте звуковую модель слова кисть, а слово гроздь разделите для переноса.
- С одним из слов составьте предложение и запишите.
VII. Итог урока
- Что такое текст?
- Чем он отличается от группы предложений?
- Что можно подобрать к тексту?
- Что должен отражать заголовок?
VIII. Домашнее задание
Правило на c. 44, упражнение 91.