Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 18

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕНАГОЛОШЕНИМИ ГЛАСНЫМИ

 

Цель: повторить правила написания слов с ненаголошеними гласными; совершенствовать умение правильно писать слова с ненаголошеними гласными, находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к родному языку, а также ощущение ее красоты как основы эстетического воспитания.

Внутрішньопредметні связи:

Фонетика: фонетическая характеристика гласных звуков.

Синтаксис: предложение, текст.

Межпредметные связи:

Литература: произведения украинских авторов.

Русский язык: правописание слов с ненаголошеними гласными.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников из темы

Игровое исследования-восстановление

► Записать слова в две колонки: 1) с безударным е; 2) с безударным и.

1. Эт..кетка, д..сятий, эф..ктивний, нож..эти, кат..горія, ан..льсин, т..жневий, доб..рвется.

Ключ. Подчеркнув первую букву в каждом слове, прочтете название одного из стихотворений И. Франко.

2. Ож..ледиця, др..жать, ож..ваты, л..генький, эл..гантний, в..шневий, ж..рненький, кл..котіти, ст..пы, евр..ка, н. зенько, адр..сат, кр..ница, ож..ваты, нан..кты, дал..чінь, г..ном. Ключ. Подчеркните в каждом слове первую букву - прочтете имя и фамилия автора повести «Зачарованная Десна».

3. 3..рно, вер..с, л..ман, г..далее, ваз..лин, ш..роки, вер..сень, п..ніцилін, кр..латої, м..сколиз, чер..да, трен..р, пш..ница, велос..мэд, бр..ниты, н..нен, вес..ло, ц..ферблат, гл..бочінь, с..рном, б..режу, п..ньок, м..тро.

Ключ. В каждом слове подчеркните последнюю букву - прочитаете народную мудрость.

4. Мат..проблематика, м..лкий, ос..литься, ж..брак, оп..папы, ж..раф, нав..сати, акт..наивный, нам..рзати, ан..кдот, н..ктар, тр..вожний, г..зикувати, эт..кэт, бр..ниты, арт..стичність, эн..ргетичний.

Ключ. В каждом слове подчеркните первую букву. Из этих букв прочитаете окончания высказывания В. О. Сухомлинского «Надо тонко чувствовать три вещи: ...»

5. ..Шой, муніц..пальний, ож..едва, вер..ск, акт..вист, разд..рати, кр..ница, чер..во, оч..ння, опр..томніти, кош..ня.

Ключ. Прочитайте первые буквы в словах, сначала в пертому столбце, а затем, во втором - узнаете псевдоним известной украинской поэтессы Марии Александровны Вилинской.

Ответы. 1. «Декадент». 2. Александр Довженко. 3. Осень на рябом коне ездит. 4. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя, надо " (О. Сухомлинский). 5. Марко Вовчок.

 

IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы

Распределительное письмо

► Выписать слова со вставленной буквой ы в левую колонку, со вставленной буквой е - в правую. Объяснить орфограми в выписанных словах.

Бл..зенько, ос..литься, мин..люватися, оп..освободиться, дел..дливий, греб..лька, расп..таты, г..вти, тр..мать, ош..ваты, дал..чінь, неприм..ренний, нач..наты, выр..наты, сп..ныть, приходят..л, ст..лить, ущ..мыть, тр..вога, оц..нкований, в..ршина.

 

Орфографический практикум

► Переписать предложения. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

1. Утром было пустое небо, облака убогие плыли над собором, а ветер улегся, на востоке краешек неба холодно, кр..ваво ч..рвонів (О. Гончар). 2. Ветви д..рев мокро бл..щали, увлажненные по-в..сняному (О. Гончар). 3. Кр..ло зари румянит тучи в голубом дал..ч..ни (В. Сосюра). 4. Схололі в облаках крап..лькы воды п..рлинами катились в сады (М. Желай). 5. Под в..селкою в голубіні голуби л..содержат (В. Лучук). 6. С пшеничного поля Даниил посмотрел на тот обш..р, который гуще проростав туманом и зн..кав в тумане (М. Стельмах). 7. В небе вит..г кучмы..рявий колышет темную голубизну, и на земле качает травы, и зао..хає, и вновь шумит (М Рыльский).

► Перевести предложения с русского языка на украинский. Сравнить правописание букв е и и в обоих языках.

Листва на березах была еще почти вся зеленая (И. Тургенев). Вода заблестела, как расплавленныи металл (В. Шишков). Сєребристые поля сверкали в тємном небе над спящей деревней, и одна из звезд, зеленая, по-летнему нежная, оеобенно добро мэрцала мне из далеких, глубин галактики (Ю. Бондарев).

► Переписать текст и вставить пропущенные буквы е и а.

Солнце давно уже зашло. Но его лучи еще освещало из-за гор..зонту верхом в..л..т..нського нагромождения туч, которые надвигались с запада на все небо. Туча была тяжелая, темно-синяя, внизу совсем черная, а самый верх ее казался желтым. В..личні немые зловещие бл..скавиці горобиної ночи полыхали, не вгасаючи, между тарами облаков. И все это одб..валось в воде, и казалось, что мы стояли не на с..мгле, что реки нет, а есть міжхмарний темное пространство, и мы, розгубл..ни в нем, рис..нькі, как годовые песчинки. Небо было необычайное. Природа была как бы в сговоре с событиями и поп..г,.джала нас своими грозными знаками (О. Довженко).

► Переписать текст и вставить пропущенные буквы о и е. Объяснить их правописание.

Длинные пушки с вытянутыми далеко вперед же..рлами было закрыто новыми брезентовыми ч..хлами. Люди в шлюпке были ш..стеро весел, и, хотя обычно она ходила под ч..тирма веслами, теперь они налегли на все шесть. Двое парней, которым пришел ч..рга, бросились в ч..вен и заняли места на скамье. Маяли над ними бабочки, маленькие, же..вти, голубые, ч..рвоні, синие (Есть. Гуцало).

► Взаимно диктант (работа в парах)

Учащиеся получают карточки с предложениями. Показывать соседу свою кратку не разрешается.

► Записать предложения под диктовку. Объяснить правописание слов с безударным е, ее.

Карточка 1

1. Я все забуду только лишь за то, что снова небокрай радугой цветет, играет песней весенний виднокруг, что иду по борозде, взявшись за плуг. 2. Пусть ветрами с вершины крылатая молодость зліта и на гучнім кленовім мосту мои не остановятся лета. 3. И я посмотрел в глаза ему, погладил шинель, порыжевшую в дыму.

Карточка 2

1. В моем краю зелени травы и неба синяя глубина. 2. Мысль тревожная, куда ты летишь?!.Серце мое, ну чего ты щемиш? 3. Медленным шагом проехали через село. Темные силуэты домов, присыпанные снегом деревья, заборы, черные руки колодезных журавлей, протянутые в передсвітанкове небо (3 произведений Г. Тютюнника).

► Сделать взаємоперевірку.

 

V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

Дать ответы на вопросы

1. Какие буквы пишутся на месте безударных гласных?

2. Как проверить безударные гласные?

3. Назвать примеры слов, которые не проверяются при помощи ударения.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Выписать 5-6 примеров народной мудрости, в которых есть слова с ненаголошеними гласными. Объяснить их правописание.