МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 19 Какое значение имеет вода?
Тема. Какое значение имеет вода?
Цель: выяснить значение воды в природе; развивать мышление, речь; расширять кругозор; воспитывать желание беречь воду.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку.
• Я и туча, и туман,
1 ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
- Где в природе можно увидеть воду?
- Сегодня вы узнаете, почему вода нужна и природе, и человеку.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Рассказ учителя о значении воды в природе
- Где на Земле мы можем найти воду?
- Отгадайте загадки.
• Зимой спит, а летом шумит. (Река)
• Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
• Вода бьет ключом. (Источник, ручей)
- Где еще мы видим воду? (Море, океан, ледник)
• Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Облако)
- Воды на Земле много. Она в морях и реках, она застыла в ледниках и ветвях деревьев, она парит в воздухе. (Иней)
- В тех местах, где нет или мало воды, люди роют колодцы, каналы, создают искусственные моря и водохранилища.
- Что бы произошло, если бы в природе исчезла вода? (Где нет воды, там нет жизни.)
- А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно, пьют.)
- Что произойдет, если не поливать комнатные растения? (Они засохнут.)
- Могут ли растения, животные и человек жить без воды? (Нет. Человек может прожить без воды 3 дня.)
- Нужна ли вода животным?
- Для чего животные используют воду?
На доске - иллюстрации: кит, рыбы, бобер, боброва хата.
- Бобер строит себе дом посреди водоема с подводным входом - это защита от хищников.
Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде он может найти столько еды.
Лягушки рождаются в воде и .живуть возле нее и в ней.
Вывод. Вода необходима всем живым существам. Растения, животные и люди пьют воду, для того, чтобы постоянно пополнять ее запасы в организме. Для некоторых животных, например рыб, вода, кроме всего, является единственным местом жизни. Без воды не могут жить люди, растения и животные. Следовательно, нужно охранять, беречь ее, не загрязнять, использовать бережно.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по учебнику (с. 44-45)
Работа в группах
- Рассмотрите фото на с. 44 и подумайте над вопросом Карасика, о чем рассказывают эти капельки?
- Расскажите, какое значение имеет вода в природе.
- Объясните и запомните пословицы!
Почему так говорят?
• Без воды нет жизни.
• Без воды и борща не сваришь.
• Не выливай мутную воду, пока чистой не найдешь.
Работа в парах
- Вместе с соседом по парте рассмотрите фото на с. 45.
- Какой из этих растений нужно больше воды?
- Как чувствуют себя Карасик и другие животные и растения в загрязненной воде?
- Вода дороже золота. Берегите воду!
2. Задачи для друга природы
- Рассмотрите фото на стр. 45 внизу.
- Что на нем изображено?
- Как вы понимаете слова: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»?
V. Итог урока
- Кому нужна вода?
- Могут ли жить без воды растения, животные, человек?
- Почему вода дороже золота?
- Какие пословицы о воде вы запомнили?
- Как вы храните воду дома?