УРОК 19. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 «ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ»
Цель: актуализировать и углубить знания о силе, виды сил; сформировать умение измерять некоторые виды сил с помощью динамометра; развивать практические умения работать с приборами, проводить опыты, анализировать и оформлять результаты работы; воспитывать внимательность, самостоятельность, наблюдательность, опрятность.
Оборудование: штатив, динамометр, грузы массой по 100 г, деревянный брусок, деревянная линейка, учебники, тетради.
Основные понятия: сила тяжести, сила трения динамометр.
Тип урока: урок приобретения практических умений и навыков.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Вопрос
• Для чего вводится понятие силы? В каких единицах измеряется сила?
• Что такое сила притяжения?
• Что такое деформация тела? Когда в теле возникает сила упругости?
• Как направлена сила тяжести? сила упругости?
• Какая сила вызывает оползни и камнепады в горах?
• Как называется сила, с которой вы, сидя на стуле, жмете на него?
• Какая сила заставляет Луну вращаться вокруг Земли?
• Что такое динамометр?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Зачем измерять силу? (Варианты ответов учащихся)
Измерения силы имеет очень большое практическое значение. Сможет ли лифт поднять определенное количество людей наверх? Выдержат ли конструкции трибун футбольного поля, когда они полностью заполнены болельщиками? Не сломаются качели, когда на них играют дети? Создание конструкций и измерения нагрузок, для которых они предназначены, необходимо еще и для безопасности их использования.
Конечно, такие нагрузки измеряют сложными приборами, которые прошли длительные испытания. Однако в древности во время первых попыток измерить силу использовали простой прибор - динамометр. Давайте научимся им пользоваться и измерим некоторые виды сил.
IV. Этап приобретения практических умений и навыков
Ход работы
Задача
1. Внимательно рассмотрите динамометр, ознакомьтесь с его конструкцией.
2. Определите цену деления шкалы динамометра. Запишите в тетрадь: цена деления =...
3. Измерьте предел вашего динамометра (наибольшая величина, которую он может измерить). Запишите в тетрадь: предел измерений =...
4. Измерьте силу тяжести, действующую на грузы массой по 100 г каждый. Для этого, осторожно подвешивая грузы на крючке динамометра (сначала один, затем два и три), отметьте положение показателя в каждом случае. Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта |
Масса груза, г |
Сила тяжести, Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не оставляйте грузы долго висеть на пружине. Как только вы запишете все положения показателя, сразу же снимите их!
5. Измерьте силу тяжести, действующую на деревянный брусок. Запишите: F = ...
6. Измерьте силу трения, действующую на деревянный брусок, который скользит по деревянной линейке. Показатель динамометра должен при этом находиться в одном и том же положении. Запишите: Fтeртя = ...
7. Сделайте вывод и запишите его в тетради: Что вы измеряли? Каким прибором? Как менялась силы тяжести, когда вы увеличивали массу груза?
V. Итог урока
VИ. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Привести примеры проявления различных видов сил в природе.
3. Опережающий (отдельным ученикам) подготовить сообщение об изобретении и использовании колеса.