География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 2. Градусная сетка Земли. Географические координаты точек

 

Урок 19. Значение карт. Географические координаты своего населенного пункта

 

Цель: выяснить значение карт в практической деятельности человека, проверить умение учащихся определять координаты своего населенного пункта, его высоту над уровнем Мирового океана; вспомнить практическое значение планов местности и различия в изображении местности на планах и картах; воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта своей области, атласы, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Работа с картой

(В классе пять групп, пять учеников-экспертов. Каждый ученик группы выполняет все задания и сдает на проверку экспертам.)

• Из пункта, что имеет координаты 40° ю. ш., 60° вост. д., судно пришло в порт с координатами 34° ю. ш., 18° в. д. Назовите этот порт. Определите расстояние между пунктами. (Кейптаун)

• Самолет вылетел из города с координатами 28° с. ш., 77° в. д. и приземлился в городе с координатами 36° с. ш., 52° в. д. Назовите эти города. (Дели, Тегеран)

Что такое карта? план местности?

Характерные признаки плана подчеркните прямой линией, а признаки карты - волнистой:

а) масштаб мелкий; б) масштаб большой; в) чертеж небольшого участка земной поверхности; г) в основном все объекты показаны в масштабе; д) стороны горизонта определяют только по параллелями и меридианами; е) можно определить ширину улицы, реки; е) города изображены кружочками (пунсонами).

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Карта - надежный помощник людей многих профессий. Знание географической карты можно сравнить лишь со значением книги. Она имеет большую информацию, но чтобы прочитать, нужно знать его «язык». Умение читать карты дает возможность изучать мир: природу, население, хозяйство различных территорий. Сегодня мы поговорим о том, где используют карту.

 

IV. Изучение нового материала

Прием «Микрофон»

(каждая команда записывает ответ на листе, а затем по очереди зачитывают ответ)

На карте прокладывают путь корабля. «Пятый день корабль, рассекая воды океана, идет заданным курсом, пятый день над головой купол неба и вокруг безграничный океан.» Как штурман ориентируется среди воды? (Постоянно определяет географические координаты.)

Прием «Мозговой штурм»

Задачи. Каждая группа выясняет, где используют карты.

• Карта помогла открыть остров. Этот случай произошел в 1924 году. В своем кабинете работал выдающийся ученый - Владимир Юльевич Визе. На его столе лежал судовой журнал, который вел капитан шхуны «Святая Анна». Шхуна эта в 1913 г. была затерта льдами и долгое время дрейфовала в Северном Ледовитом океане. В судебном журнале ежедневно отмечались координаты судна. Когда путь дрейфа шхуны было нанесено на карту, Визе обратил внимание на то, что в Карском море дрейф шхуны не совпадает ни с направлением ветров, ни с направлением течений. Что же стало препятствием шхуне, почему она свернула с пути? Ученый решил, что этим препятствием мог быть только остров. И вот на карту в Карском море ученый нанес остров, которого никто никогда не видел.

В 1930 году экспедиция на ледоколе «Седов», научным руководителем которой был В. Ю. Визе, подтвердила справедливость его предсказания. В том месте, где на карте в 1924 г. он поставил кружок, был остров, и немалый. Площадь 228 м2. Он на 22 м поднимался над водой. Теперь этот остров - остров Визе.

• Географическая карта помогла и помогает медикам в борьбе с многими болезнями. В горных районах люди часто болели на тяжелую болезнь - зоб. Когда все районы, где жители страдают от болезни, было нанесено на карту, стало понятно, что она распространена почти исключительно в горных районах. Позже выяснилось, что почвы и воды горных районов бедны йодом, следовательно, в организме жителей гор его недостаточно и это вызывает болезнь.

• Карты погоды создают через каждые три часа. На них условными знаками обозначают температуру и влажность воздуха, направление и силу ветра, облачность. На этих картах видно, где зарождаются смерчи и в каком направлении они движутся. Благодаря этим картам мы знаем, какая погода в любом уголке Земли. Эти карты помогают синоптикам выяснить, в каком направлении движутся тайфуны, и предупредить об их приближении капитанов кораблей и жителей тех районов, над которыми они пронесутся.

• Карта - глаза армии. Очень хорошо значение карты в военном деле показал писатель В. Л. Шейкин в книге «Повесть о карте»: «Командир и офицеры штаба склонились над картой. Уточнялась обстановка, синими стрелками указаны предполагаемые направления вражеских атак, красными - наших контратак, отдавались приказы.

...Когда в ночь на 6 марта гитлеровцы появились перед позициями полка, его командир, подполковник Иванов получал по телефону и радио сведения о противнике и наносил их на карту. Глаза подполковника горели от удовольствия: клин вражеского удара лез прямо на поля минных заграждений. Осталось только переместить пехоту и танки так, чтобы нацелить их в основание клина, и когда враг «завянет» (карта сразу сигнализирует об этом: повторные возведения покажут, что части противника настолько не продвинулись вперед), взять врага в клещи. И вот уже летит боевой приказ: «Танковым частям, с приложенными к ним стрілковими ртами, сосредоточиться для атаки в районах высот 201,4 и 193,5». Вскоре поступает сообщение: "Приказ выполнен”».

• Большое значение имеют карты для географических исследований. Перед тем как изучать какой район страны, географы внимательно знакомятся с его территорией за картами, намечают объекты изучения, прокладывают маршруты. Результаты исследования территории на местности дают много новых данных, которые наносят на карты.

Историки по картам изучают, где проходили границы государств, где жили разные народы в прошлом, которые они строили города, где пролегали торговые пути. Сравнивая карты, составленные в разные времена, ученые узнают, какие изменения произошли в природе и жизни общества.

• Автолюбители используют карты автомобильных дорог с нанесенными на них дорогами, населенными пунктами, учреждениями сервиса.

• По картам определяют удобные места для строительства городов, каналов, электростанций, прокладка трубопроводов, железных дорог, автодорог.

• Геологи выясняют по картам районы поисков полезных ископаемых.

• Карты нужны для ориентирования на местности в туристических походах и экспедициях.

С появлением электронных карт и атласов возросли возможности доступа к большим массивам картографической информации. Электронные карты содержат изображения различных участков земной поверхности в различном масштабе, высококачественные иллюстрации, текстовую и звуковую информацию.

Беседа

• Вспомните, для чего используются планы.

• Приходилось ли вам пользоваться планом? Когда, почему?

Существуют самые разные карты, которые делятся по содержанию, масштабу и территории, которую они охватывают. Сегодня мы с вами будем работать с физической картой нашей области.

Беседа

• К какой группе карт по масштабу относится эта карта?

• Что обозначено на карте?

• Какие способы изображения неровностей использовано на этой карте?

• Для чего на карте существует шкала высот и глубин?

• По карте определить среднюю высоту местности на которой размещена наша область.

• Определите максимальную и минимальную высоту этой местности.

• Через сколько градусов проведены параллели и меридианы на этой карте?

Работа с картой

• Определить координаты нашего областного центра.

• Определить координаты крупнейших городов области.

• В каком направлении находится наш населенный пункт:

а) от Киева;

б) экватора;

в) начального меридиана;

г) 180° меридиана;

д) Северного полюса.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• Что такое карта? Чем она отличается от плана местности?

• Какое значение плана местности и карты?

• Какова абсолютная высота нашего населенного пункта?

Работа с картой

1. Определите высоту нашего населенного пункта в отношении г. Говерла.

2. На каком расстоянии находится наш населенный пункт от Киева, Черного моря?

3. В каком направлении от нашего населенного пункта находятся областные центры областей - наших соседей?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.