УРОК 19. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА
Учебная цель: охарактеризовать значение транспорта в мировом хозяйстве, повторить и углубить знания о основные технико-экономические показатели работы транспорта, виды транспорта; сформировать умение характеризовать разные виды транспорта, определять современное состояние, проблемы транспорта и влияние на него НТР; развивать умение работать с картами атласа, таблицами, диаграммами.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: мировая транспортная система, транспортная инфраструктура, себестоимость перевозок, пассажирооборот, грузооборот
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Какую роль играет транспорт в развитии хозяйства страны? Какие виды транспорта вы знаете?
• Какие показатели используются для характеристики работы транспортной системы и сравнения эффективности работы различных видов транспорта?
• Какие виды транспорта занимают ведущее место в грузоперевозках и пассажироперевозках в Украине?
• Какие изменения происходят в транспортной системе под влиянием НТР?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
По мнению известного эконом-географа В. Максаковского, «мировой транспорт и сейчас остается основой мирового разделения труда».
Задача 1. Прокомментируйте это высказывание и выскажите свои соображения относительно значение транспорта в мировом разделении труда и мировом хозяйстве.
IV. Изучение нового материала
1. Общая характеристика мировой транспортной системы
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая протяженность транспортной сети мира (без морских трасс) составляет 36 млн. км. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн пассажиров.
Основные технико-экономические показатели работы транспорта: объем перевозок, грузооборот, пассажирооборот, густота транспортной инфраструктуры, себестоимость перевозок, скорость, зависимость от погодных и сезонных изменений, маневренность.
Задание 2. Вспомните преимущества и недостатки основных видов транспорта и составьте схему в тетрадях «Главные виды транспорта».
2. Типы транспортных систем
Транспортные системы экономически развитых стран и развивающихся стран.
Региональные транспортные системы: европейского типа (западная и Центральная Европа, Япония); североамериканского типа (США, Канада, Австралия); латиноамериканского типа; азиатского типа (страны Азии без Японии); система стран СНГ; африканского типа.
3. Характеристика основных видов транспорта Выступления учащихся. Конспектирование
Железнодорожный транспорт. Длина современных железных дорог мира составляет примерно 1,3 млн. км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на те, которые развиваются. Наиболее высокая плотность железных дорог в Германии, Бельгии, Швейцарии.
Автомобильный транспорт. В мире более 600 млн. автомобилей, ежегодно эта цифра увеличивается. Около 80 % их количества сосредоточено в США, Японии и Западной Европе. В расчете на 1000 жителей наибольшее количество автомобилей приходится на США, ФРГ, Новую Зеландию, Канаду, Австралию, Швейцарию, Швецию, Италию, Францию. Общая протяженность мировых автомобильных дорог с твердым покрытием составляет более 20 млн. км, самая густая их сеть в Западной Европе. Автобаны.
Трубопроводный транспорт. В мире более 13 млн. км трубопроводов, ежегодно их протяженность возрастает. Наиболее мощное развитие - в нефте - и газодобывающих странах и странах - потребителях нефти, нефтепродуктов и газа: США, России, Канаде, Китае, ФРГ, Франции, Италии, Саудовской Аравии, Мексике. Высокую долю в общем грузообороте (46 %) имеет трубопроводный транспорт Украины.
Водный транспорт. Морской осуществляет перевозки грузов и пассажиров океанами, морями и морскими каналами. Обслуживает более 70 % внешнеторговых грузов. Наиболее дешевый вид транспорта. 70 % тоннажа мирового флота: США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Либерия, Панама, Греция, Норвегия. Предоставляют «удобный» флаг: Панама, Греция, Либерия, Сингапур, Кипр. Крупнейшие порты: Шанхай, Нинбо, Роттердам (крупнейший Европы), Сингапур, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург, Генуя, Лондон, Аперпорт (группа портов в устье реки Делавэр), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Хэмптон, Ванкувер, Сан-Себастьян, Кобе, Иокогама, Нагоя, Китакюсю, Кавасаки. Внутренний водный транспорт (на реках, озерах, каналах, общая длина более 550 тыс. км) - в США, России, Канаде, Германии, Нидерландах, Китае.
Воздушный транспорт. Протяженность воздушных путей мира свыше 8 млн. км, около 600 международных аэропортов, 100 млн. пассажиров ежегодно. Крупнейшие аэропорты мира (пассажирооборот свыше 1 млн. чел.): Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Майами, Гонолулу, Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Рим, Токио.
4. Проблемы и перспективы развития мировой транспортной системы
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
• Чем обусловлено формирование различных типов региональных транспортных систем в мире? Какая разница между североамериканской и западноевропейской транспортными системами? Между транспортной системой стран СНГ и западно-европейской транспортной системой?
• К какой транспортной системы транспортная система Украины? Почему транспортную систему стран СНГ выделяют отдельно?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать § .
• Приведите примеры 3-4 морских портов мирового значения и объясните их размещение.
• Обозначьте на контурной карте наиболее интенсивные морские пути международных перевозок. Попробуйте примерно подсчитать, во сколько раз сокращается длина водного пути между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала.
• Опережающее. Начать подготовку к деловой игре по теме «Расширенное заседание ООН по вопросам глобальных проблем человечества»; объединиться в группы, распределить темы, начать поиск материалов, подготовка вопросов и т.д.
• Опережающий (отдельным ученикам). Подготовить мультимедийные презентации (5-7 мин.) на темы: «Самые популярные туристические объекты Европы»; «Наиболее популярные туристические объекты США и Канады».