Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 2. Размножение и развитие
растений
УРОК 19
Тема. Соцветия
Цель. Сформировать у учащихся понятие о
соцветия, познакомить с их разнообразием.
Основные понятия и термины: соцветия,
простые (колос, щиток, головка, кисть, зонтик, початок, корзинка) и сложные
(сложный колос, сложный зонтик, сложная кисть) соцветия.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами
беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые
(эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Оборудование: гербарные образцы различных
типов соцветий, таблицы, рисунки, фотографии растений с разными соцветиями.
Тип урока комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
1
|
2.
|
Проверка
выполнение домашнего задания.
|
10
|
3.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока.
|
|
|
Мотивация
учебной деятельности.
|
3
|
4.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
15
|
5.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
10
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания (уплотняющее опроса).
Підготовна беседа (фронтальная).
Объясните, зачем растению нужен цветок. Все цветки имеют одинаковое строение?
Какое строение имеет цветок? Дайте определение понятиям: чашечка, венчик, тычинка,
пестик. Какое строение они имеют?
Задания для работы на доске.
Нарисуйте схему строения цветка, пестики, тычинки, покажите составные части.
Задания для карточек:
1. Приведите примеры правильных и
неправильных цветков, однополых и двуполых.
2. Какие растения называют однодомными
и двудомными? Приведите примеры.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Демонстрация гербарных образцов,
рисунков или фотографий цветущих растений: ландыш, рожь, кукуруза, вишня,
сирень, одуванчик, морковь или других, для которых характерно наличие соцветий.
Учитель формулирует проблемный вопрос: Сравните строение данных растений, обратите
внимание, что их отличает от таких растений, как тыква, тюльпан, роза. (Ученики
выдвигают предположение: у этих растений общее и в то же время отличное от других то, что
побег заканчивается не единичным, достаточно большим цветком, а несколькими или даже
многими, значительно мельче.)
Объяснение. Сегодня на уроке мы
рассмотрим, какие есть соцветия, как они образованы, и подумаем, в чем их
практическое значение.
План
1. Определение понятия “соцветия”.
Классификация соцветий.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Определение понятия “соцветия”.
Классификация соцветий
Рассказ с демонстрацией
гербарных образцов, рисунков и фотографий различных типов соцветий. Большинство
побегов у растений заканчиваются не одним цветком, а многими более мелкими
цветками, образующими соцветия.
Соцветие - это побег или система
побегов, несущих цветки и прицветники, типичных вегетативных листьев нет.
Соцветия делятся по типу гілкування общего цветоноса на неопределенные и
определенные.
Неопределенные соцветия
характеризуются тем, что их цветки распускаются на оси снизу вверх. Главная
ось соцветия долго не прекращает роста и зацветает последней. Эти соцветия могут
быть простыми и сложными.
Простые соцветия имеют нерозгалужену
цветочную ось, на которой располагаются цветки. К ним относятся кисть, колос,
начало, щиток, зонтик, корзинка, головка:
• кисть - на длинной главной
оси сидят на цветоножках отдельные цветки (ландыш, черемуха, люцерна, белая
акация);
• колос - на длинной главной
оси расположены сидячие цветки без цветоножек (подорожник, вербена, орхидеи),
• початок - колос с толстой,
мясистой осью (аир, женское соцветие кукурузы - початок);
• щиток простой - это соцветие, у которого
нижние цветоножки длиннее, чем верхние, и цветки располагаются почти на одной
высоте (яблоня, груша, боярышник);
• простой зонтик - главная ось
укорочена, цветоножки всех цветков вроде бы выходят из ее верхушки и имеют почти
одинаковую длину; поэтому цветки располагаются почти на одной высоте, образуя
купол (первоцвет, вишня, лук);
• корзинка - соцветие с расширенной
блюдце-образной осью, на которых размещаются цветки без цветоножек. Внешне корзина
покрыт оберткой из верхушечных листьев (подсолнечник, одуванчик, астра, василек);
• головка - главная ось утолщена
и укороченная, на ней тесно скученные цветки на коротких цветоножках или без них
(клевер, миколайчики).
Сложные соцветия характеризуются
тем, что главная ось у них ветвится. Это метелка (сложная кисть), сложный
колос, сложный щиток, сложный зонтик и серьга:
• кисть - главная ось на разной
высоте дает ответвления, которые, в свою очередь, могут также галузитись, образуя
кисти, колосья или другие соцветия (просо, рис, овес, мятлик, сирень, виноград,
полынь);
• сложный колос - на главной оси
колосоподібно расположены колоски (пшеница, рожь, ячмень, житняк);
• сложный щиток имеет главную ось,
которая ветвится по типу простого щитка (рябина, бузина, калина);
• сложный зонтик - боковые оси
ветвятся по типу простого
зонтика, но заканчиваются
разветвления не отдельными цветками, а простыми зонтиками (морковь, укроп,
борщевик);
Определенными называются такие
соцветия, в которых главная ось заканчивается цветком, а рост продолжает верхней
боковой или боковые побеги, которые, в свою очередь, так же продолжают свой рост
(росянка, гладиолус, синяк, медуница, клевер, молочай).
Биологическое значение соцветия
сводится к лучшего обеспечения процесса опыления цветков.
5. Обобщение и систематизация
изученного.
1. Выполнение заданий практикума.
А) Рассмотрите рисунок и подпишите
названия соцветий.
Б) Заполните таблицу.
Заборы соцветий
Растение
|
Тип соцветия
|
Простое или сложное
|
Подсолнечник
|
|
|
Клевер
|
|
|
Гвоздика
|
|
|
Черемуха
|
|
|
Черешня
|
|
|
Пшеница
|
|
|
Ландыш
|
|
|
Астра
|
|
|
Калина
|
|
|
Сирень
|
|
|
Кукуруза
|
|
|
Гладиолус
|
|
|
2. Контрольно-оценочная беседа: Что такое
соцветия? На какие типы разделяют соцветия? В чем заключается значение соцветий?
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.