Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел II

Культура Киевской Руси

 

ОБ ИСТОКАХ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Великое переселение народов, которое состоялось в III-VI вв., перетасовало народы Центральной Европы. Это движение начали германские племена Балтийской зоны на юг и восток, навстречу им шла мощная волна тюркоязычных племен на запад. Оба потока, словно в кипящем котле, смешались с местными племенами. История сохранила для нас их названия: это хунни (гунны), германцы, славяне, угры, тюрки, аланы, сарматы, гето-фракийцы, готы, росомоны. Они образовывали новые этнические массивы, соединяясь между собой и местным населением. Эти события составили и сформировали современную картину Европы, непосредственно сказались также на украинской истории и истории культуры.

Скифы сменили киммерийцев и находились на территории Украины 500 лет, до III в. н. э., образовали оригинальную культуру, прекрасное искусство, наладили продуктивное производство, торговлю с Елладою. их разбили сарматы, которые уже пользовались гончарным кругом, активно торговали хлебом с Византией, имели тяжелую конницу - прообраз рыцарской, хозяйничали около 700 лет. На смену им пришли гунны, которые правили почти 100 лет (370-463 гг.). Гуннов победили булгары, на территории Украины они правили в течение 200-х лет (463 - около 600 г.), за это время ими создано заметные памятники хозяйственной, военной и культурного наследия. Долгое время булгары были вне научным оборотом, на них было наложено своеобразное “табу”, но сегодня они среди других входят в историческое и культурное достояние народов, что проживали на территории Украины.

Протобулгары - потомки гуннов - унаследовали имя алано-булгар, давньотюркську язык и традиции обоих племен. После распада государства гуннов протобулгар собрали под свою руку потомки Атиллы Айбата (445-453 гг.) из рода Дуло. Протобулгарські вожди Юрган и Курбат в 619 г. основывают гуно-булгарское государство - Великую Булгарию, центр которой находился на территории нынешней Украины. Летняя ставка их, Балтавар, была там, где нынешняя Полтава. В этом городе правителем был Курбат. Его младший брат Шамбат в 620 г. в поселении Аскал, которое принадлежало аланском племени русов, возводит крепость Башню, которая быстро превращается в город. Оно получило название от имени основателя Шамбата - Кий - Шамбатас. Вероятно, от прозвища Шамбата - Кий (“отделенный”, “отсечен”) позже образовалось название - Киев.

За эти годы произошло много политических событий, войн, были обычным явлением для того времени, изменения правителей, но и в последующие времена булгары сохранили память о своем пребывании на территории Украины - Руси. В 840-865 гг. выдающийся булгарский поэт Микаїль Башту Ибн Шамс Тебір - литературный псевдоним Шамси Башту (так будем его зовут дальше) написал поэму “Шан кызы дастан” - “Легенда о дочери Шана”. Но прежде чем рассмотреть поэму, стоит познакомиться с ее автором. Его род происходит от индийского купца Синд - жа-Дяо, который работал в Хорезме, а его сын Габдулла занимал должность судьи (кади) мусульман Семендера, позже переехал в Киева, здесь и родился будущий поэт, отсюда прозвище Башню - “киевлянин”. Определенный время Шамси Башту исполнял обязанности тебіра - секретаря балтаварами черных булгар Айдара, а с 840 г. оставляет службу и основывает мусульманский пещерный скит вблизи Киева (в 737 г. булгары приняли ислам), при этом продолжает выполнять функции секретаря балтаварами Габдуллы Джильки.

В 858 г. балтавар Габдулла Джильки был разбит хазарами, Черная Булгария сократилась до границ Левобережной Украины, Киевские земли отошли от булгар - образовалось Русское княжество (Русь), зависящее от Хазарии. Вскоре между князем Руси Жир-Аса (в русских летописях “Дыр”) и варягом Аскольдом произошло недоразумения, последний совершил погром, 870 г. он повторяет эту акцию. Шамси как сторонник Дыра оказывается в тюрьме, откуда его вызволяет Алмыш, и поэт уезжает в Булгарии. В Булгаристані Микаїль наряду с государственной службой секретаря активизирует свою миссионерскую и просветительскую деятельность, создает при мечетях (мактабі) 180 школ, занимается переписи населения, поисками полезных ископаемых. В 900 г. во время очередной миссионерского путешествия по Уралу утонул во время бури в реке Нукрат-Идель (Агидель, Кама) близ аула Шам-Чачан, сегодня Яр Чалы (Набережные Челны). Так о жизни Шамси Башту повествует “История Джагфара” (“Джагфар таріхи”).

Поэт ушел из жизни, но для потомков осталась его поэма “Легенда о дочь Шана”, которая написана в Киеве и в Украине вызывает научный, исторический и культурный интерес. В ней соединились два больших пласта - языческий, присущий для Левобережной Украины того времени, и давньобулгарський эпос с ярко выраженным ранньоісламським окраской, что характеризует произведение как ранньоісламську поэму.

В поэме отыскиваются отождествление топонимов, так, например, двор Алмиша - Ольми, как звали его киевляне, был хорошо известный даже в XII в. как “Ольмин двор”.

Черные булгары после разгрома их княгиней Ольгой в 946 г. перешли на службу до Киева и Чернигова под именем берендеев и ковуев. В конце XIII - первой половине XIV в. некоторые из них мигрировали в Дикое поле, образовав степную вольницу - казачество, среди которого, к кстати, сохранилась протобулгарська традиция - брить голову, оставляя только пучок волосы “сельдь” (подобную “прическу” имел также князь Святослав).

Реминисценции прослеживаются поэмы в литературных памятниках ближних и дальних соседей булгар, в частности в поэме “Витязь в тигровой шкуре” Ш. Руставели, “Искандер-наме” Низами Гянджеви, а также “Слове ополку Игореве”, что подтверждает их культурные взаимосвязи.

На последней памятке остановимся подробнее. Вероятно, что автор “Слова...” был основательно знаком с “Легендой о дочери Шана”. В “Слово.” переходят См, явный персонаж восточного фольклора, алп Хурс - покровитель кузнецов и оружия (попутно заметим, что на Полтавщине и сегодня бытует фамилия Хурс), у язычников Руси - это Хорс. При анализе обоих произведений становится понятным, почему автор “Слова.” осуждает князя Всеслава Полоцкого, когда тот “большом Хръесовы влълком путь пресыкаше”. Ведь в этом случае оружие теряла силу, потому что это было нарушением древних освященных традиций и равнялось преступлению.

Вещий певец Боян также является героем обеих поэм. В “Легенде.” он имел исторического прототипа - это аварский хан Бат-Боян (660- 680 гг.), известен своими походами на Византию “тропой Траяна”, то есть к “Трапеум Траяне”, известной колонны римского императора Траяна. Понятным также становится любовь к струнных инструментов, ведь Боян “любил петь и играть на домре”. В “Слове.” отмечено неслов'янському происхождении Бояна, он внук Велеса, а славяне - внуки Даждьбога. Поскольку за время создания “Легенда.” предшествует “Слову.”, ощутимые заимствования, то есть это и первооснова, по которой вероятно шел славянский певец.

Тождественными являются также мифологические пласты о происхождении народов, их позже ввел Нестор в своей “Повести прошлых лет”, это в очередной раз подтверждает тезис “бродячего сюжета”, выведенную А. Веселовским. В Шамси - легенда о трех ельбірів-богатырей, первых булгар, у Нестора - о трех братьях - основателях Киева.

Важной в поэме, в частности, является информация об основании Киева Шамбатом, братом Курбата И, о которого сохранилось много сведений в византийских хрониках VII ст., что не удивительно, ведь Курбат воспитывался при константинопольском императорском дворе, а происходил из известного рода Дуло, как и гунский вождь Атилла. “Легенда.” называет Курбата сыном Аскала, который ходил с посольством в Константинополь в 563 г., что потверджується хроникой Менандра Протиктора. Константин Багрянородный в труде “О управление империей” упоминает о том, что Киев назывался Самбатос (Шамбат), это не ув'язувалося у историков ХІХ-ХХ вв. в “стройную” теорию истоков и происхождения города. Поэма уточняет названия и времени основания города, ведь доподлинно известны годы правления Курбата И. В соответствии реконструируется и дата основания Шам - батом города - 631-642 гг. После столкновения булгар с фарангами (франками), смерти аварского хана Баяна (о чем рассказывает хроника Фредегара, VII в.) в Паннонии начинаются междоусобные войны авар с булгарами-нутригурами. Король Дагоберт сначала разрешил им поселиться в Баварии, затем отказал по неизвестным причинам. В хронике Фредегара говорится, что булгары вынуждены были отступить к славянам, и те приняли их; это произошло в 631 г. Таким образом, согласно информации, содержащейся в поэме, можно идентифицировать с определенной вероятностью год основания Киева - 631-632, а также его названия: Шамбат - Самбатос - Кий - Киев, что не противоречит тому мифологически-семантическом пласта, что приведены в “Легенде о дочери Шана”.

Отдельные переклички тем “Легенды о дочь Шана” наблюдаются в “Повести временных лет” Нестора-летописца, в частности рассказ про волшебного коня Туянара, который после службы богатырю Ату просит отпустить его на волю, он говорит: “Там, возле горы Кіянтау, хочу провести я последние дни”. Ао выполняет его просьба. После смерти Туянара он обнаружил желание увидеть кости любимого коня - “На гору взошел, и вдруг тяжело ему сделалось, дыхание сперло - жизнь покинула его”. Почти дословно Нестор описывает смерть Олега.

Все, кто изучает древнерусские летописи и литературу, отмечают, что они имели предшественников, это, в частности, подтверждает памятник, входящий в исторический и культурный оборот как в истории булгар, так и украинского народа, - “Легенда о дочери Шана” славного сына булгарского народа Шамси Башту, он дает возможность полнее понять славное прошлое нашей страны и ее связи с другими народами.