Раздел II
Культура Киевской
Руси
ОБ ИСТОКАХ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА КИЕВСКОЙ
РУСИ
Великое переселение народов, которое состоялось
в III-VI вв., перетасовало народы
Центральной Европы. Это движение начали германские племена Балтийской зоны на
юг и восток, навстречу им шла мощная волна тюркоязычных племен на запад.
Оба потока, словно в кипящем котле, смешались с местными племенами.
История сохранила для нас их названия: это хунни (гунны), германцы, славяне, угры,
тюрки, аланы, сарматы, гето-фракийцы, готы, росомоны. Они образовывали новые
этнические массивы, соединяясь между собой и местным населением. Эти события составили и
сформировали современную картину Европы, непосредственно сказались также на
украинской истории и истории культуры.
Скифы сменили киммерийцев и
находились на территории Украины 500 лет, до III в. н. э., образовали
оригинальную культуру, прекрасное искусство, наладили продуктивное производство,
торговлю с Елладою. их разбили сарматы, которые уже пользовались гончарным кругом,
активно торговали хлебом с Византией, имели тяжелую конницу - прообраз рыцарской,
хозяйничали около 700 лет. На смену им пришли гунны, которые правили почти
100 лет (370-463 гг.). Гуннов победили булгары, на территории Украины они
правили в течение 200-х лет (463 - около 600 г.), за это время ими создано
заметные памятники хозяйственной, военной и культурного наследия. Долгое время
булгары были вне научным оборотом, на них было наложено своеобразное “табу”, но
сегодня они среди других входят в историческое и культурное достояние народов, что проживали на территории Украины.
Протобулгары - потомки гуннов -
унаследовали имя алано-булгар, давньотюркську язык и традиции обоих племен.
После распада государства гуннов протобулгар собрали под свою руку потомки Атиллы
Айбата (445-453 гг.) из рода Дуло. Протобулгарські вожди Юрган и Курбат в 619
г. основывают гуно-булгарское государство - Великую Булгарию, центр которой находился
на территории нынешней Украины. Летняя ставка их, Балтавар, была там, где нынешняя
Полтава. В этом городе правителем был Курбат. Его младший брат Шамбат в 620
г. в поселении Аскал, которое принадлежало аланском племени русов, возводит крепость
Башню, которая быстро превращается в город. Оно получило название от имени
основателя Шамбата - Кий - Шамбатас. Вероятно, от прозвища Шамбата - Кий
(“отделенный”, “отсечен”) позже образовалось название - Киев.
За эти годы произошло много
политических событий, войн, были обычным явлением для того времени, изменения
правителей, но и в последующие времена булгары сохранили память о своем пребывании
на территории Украины - Руси. В 840-865 гг. выдающийся булгарский поэт Микаїль
Башту Ибн Шамс Тебір - литературный псевдоним Шамси Башту (так будем его
зовут дальше) написал поэму “Шан кызы дастан” - “Легенда о дочери Шана”. Но
прежде чем рассмотреть поэму, стоит познакомиться с ее автором. Его род происходит
от индийского купца Синд - жа-Дяо, который работал в Хорезме, а его сын
Габдулла занимал должность судьи (кади) мусульман Семендера, позже переехал в
Киева, здесь и родился будущий поэт, отсюда прозвище Башню - “киевлянин”. Определенный
время Шамси Башту исполнял обязанности тебіра - секретаря балтаварами черных булгар
Айдара, а с 840 г. оставляет службу и основывает мусульманский пещерный скит
вблизи Киева (в 737 г. булгары приняли ислам), при этом продолжает выполнять
функции секретаря балтаварами Габдуллы Джильки.
В 858 г. балтавар Габдулла Джильки
был разбит хазарами, Черная Булгария сократилась до границ Левобережной Украины,
Киевские земли отошли от булгар - образовалось Русское княжество (Русь), зависящее от Хазарии. Вскоре между
князем Руси Жир-Аса (в русских летописях “Дыр”) и варягом Аскольдом произошло
недоразумения, последний совершил погром, 870 г. он повторяет эту акцию. Шамси как
сторонник Дыра оказывается в тюрьме, откуда его вызволяет Алмыш, и поэт
уезжает в Булгарии. В Булгаристані Микаїль наряду с государственной службой секретаря активизирует свою миссионерскую и
просветительскую деятельность, создает при мечетях (мактабі) 180 школ, занимается
переписи населения, поисками полезных ископаемых. В 900 г. во время очередной
миссионерского путешествия по Уралу утонул во время бури в реке Нукрат-Идель
(Агидель, Кама) близ аула Шам-Чачан, сегодня Яр Чалы (Набережные Челны).
Так о жизни Шамси Башту повествует “История Джагфара” (“Джагфар таріхи”).
Поэт ушел из жизни,
но для потомков осталась его поэма
“Легенда о дочь
Шана”, которая написана в Киеве и в Украине вызывает научный, исторический и
культурный интерес. В ней соединились два больших пласта - языческий, присущий
для Левобережной Украины того времени, и давньобулгарський эпос с ярко
выраженным ранньоісламським окраской, что характеризует произведение как
ранньоісламську поэму.
В поэме отыскиваются отождествление
топонимов, так, например, двор Алмиша - Ольми, как звали его киевляне, был хорошо
известный даже в XII в. как “Ольмин двор”.
Черные булгары после разгрома их
княгиней Ольгой в 946 г. перешли на службу до Киева и Чернигова под именем
берендеев и ковуев. В конце XIII - первой половине XIV в. некоторые из них
мигрировали в Дикое поле, образовав степную вольницу - казачество, среди которого, к
кстати, сохранилась протобулгарська традиция - брить голову, оставляя только пучок
волосы “сельдь” (подобную “прическу” имел также князь Святослав).
Реминисценции прослеживаются поэмы
в литературных памятниках ближних и дальних соседей булгар, в частности в поэме “Витязь в тигровой
шкуре” Ш. Руставели, “Искандер-наме” Низами Гянджеви, а также “Слове ополку
Игореве”, что подтверждает их культурные взаимосвязи.
На последней памятке остановимся
подробнее. Вероятно, что автор “Слова...” был основательно знаком с “Легендой
о дочери Шана”. В “Слово.” переходят См, явный персонаж восточного фольклора,
алп Хурс - покровитель кузнецов и оружия (попутно заметим, что на
Полтавщине и сегодня бытует фамилия Хурс), у язычников Руси - это Хорс.
При анализе обоих произведений становится понятным, почему автор “Слова.” осуждает князя
Всеслава Полоцкого, когда тот “большом Хръесовы
влълком путь
пресыкаше”. Ведь в
этом случае оружие теряла силу, потому что это было нарушением древних освященных
традиций и равнялось преступлению.
Вещий певец Боян также является героем
обеих поэм. В “Легенде.” он имел исторического прототипа - это аварский хан Бат-Боян (660-
680 гг.), известен своими походами на Византию “тропой Траяна”, то есть к
“Трапеум Траяне”, известной колонны римского императора Траяна. Понятным также
становится любовь к струнных инструментов, ведь Боян “любил петь и играть на
домре”. В “Слове.” отмечено неслов'янському происхождении
Бояна, он внук Велеса, а славяне - внуки Даждьбога. Поскольку за время создания “Легенда.” предшествует “Слову.”, ощутимые заимствования, то есть это и
первооснова, по которой вероятно шел славянский певец.
Тождественными являются также мифологические пласты
о происхождении народов, их позже ввел Нестор
в своей “Повести
прошлых лет”, это в очередной раз подтверждает тезис “бродячего сюжета”, выведенную А. Веселовским. В Шамси -
легенда о трех ельбірів-богатырей, первых булгар, у Нестора - о трех братьях - основателях
Киева.
Важной в поэме, в частности, является
информация об основании Киева Шамбатом, братом Курбата И, о которого
сохранилось много сведений в византийских хрониках VII ст., что не удивительно, ведь Курбат воспитывался при
константинопольском императорском дворе, а происходил из известного рода Дуло,
как и гунский вождь Атилла. “Легенда.” называет Курбата сыном Аскала, который ходил
с посольством в Константинополь в 563 г., что
потверджується хроникой Менандра
Протиктора. Константин Багрянородный в труде “О
управление империей” упоминает о том,
что Киев назывался Самбатос
(Шамбат), это не ув'язувалося у историков ХІХ-ХХ вв. в “стройную” теорию истоков
и происхождения города. Поэма уточняет названия и времени основания города, ведь доподлинно
известны годы правления Курбата И. В соответствии реконструируется и дата основания
Шам - батом города - 631-642 гг. После столкновения булгар с
фарангами (франками), смерти аварского хана Баяна (о чем
рассказывает хроника Фредегара, VII в.) в Паннонии начинаются междоусобные войны
авар с булгарами-нутригурами. Король Дагоберт сначала разрешил им поселиться
в Баварии, затем отказал по неизвестным причинам. В хронике Фредегара говорится,
что булгары вынуждены были отступить к славянам, и те приняли их; это произошло в
631 г. Таким образом, согласно информации, содержащейся в поэме, можно
идентифицировать с определенной вероятностью год основания Киева - 631-632, а также
его названия: Шамбат - Самбатос - Кий - Киев, что не противоречит тому мифологически-семантическом
пласта, что приведены в “Легенде о дочери Шана”.
Отдельные переклички тем “Легенды о
дочь Шана” наблюдаются в “Повести временных лет” Нестора-летописца, в частности
рассказ про волшебного коня Туянара, который после службы богатырю Ату просит
отпустить его на волю,
он говорит: “Там,
возле горы Кіянтау, хочу провести я последние дни”. Ао выполняет его
просьба. После смерти Туянара он обнаружил
желание увидеть кости любимого коня - “На гору взошел, и вдруг тяжело ему сделалось, дыхание
сперло - жизнь покинула его”.
Почти дословно Нестор описывает смерть Олега.
Все, кто изучает древнерусские
летописи и литературу, отмечают, что они имели предшественников, это, в частности,
подтверждает памятник, входящий в исторический и культурный оборот как в истории булгар, так и украинского народа, -
“Легенда о дочери Шана” славного сына булгарского народа Шамси Башту, он
дает возможность полнее понять славное прошлое нашей страны и ее связи с
другими народами.