Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАЗДЕЛ 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Ключевые термины:
Ø
государственные
финансы,
Ø
финансовые
ресурсы государства,
Ø
местные финансы,
Ø
уровни и звенья
государственных финансов,
Ø
государственные доходы,
Ø
методы
мобилизации государственных доходов,
Ø
источники
государственных доходов,
Ø
государственные
расходы,
Ø
сметное
финансирования,
Ø государственные субсидии.
5.1. Сущность и состав государственных
финансов
Государственные финансы представляют собой
достаточно разветвленную систему отношений, которая опосредуется формированием и
использованием централизованных на различных уровнях административного деления фондов
денежных средств. Разветвленность этой системы и наличие значительного количества фондов
предопределяется разнообразием функций государства и задач, которые она решает, а
также разграничением функций и полномочий между различными уровнями государственной власти.
По своей экономической сущности
государственные финансы - это совокупность процессов распределения и перераспределения стоимости
ВВП, возникающие в процессе формирования, распределения и использования
централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения выполнения государством возложенных на нее функций.
В этом определенные ключевым элементом
выступают финансовые отношения. Они являются достаточно сложными. Так, с позиций
государства, с одной стороны, формирование средств централизованных фондов характеризует и
отношения обмена, распределения и перераспределения. Отношения обмена достаточно
незначительные по объемам и удельному весу и связаны с поступлением доходов,
полученных от реализации государственного имущества и ресурсов, от имущественных прав, от
оказание услуг и др. Отношения распределения отражают долю государства в
созданном ВВП, которую она получает в форме косвенных налогов. Отношения перераспределения
отражающие формирование фондов за счет налогообложения доходов юридических и
физических лиц.
С другой стороны, в процессе
использование государственных средств возникают отношения распределения и перераспределения.
Распределительные отношения со стороны государства характеризуют использование той части
государственных доходов, полученная ею на основе обмена и распределения, а
перераспределительные - тех, что получены на основе перераспределения. С точки зрения юридических
и физических лиц государственные финансы должны прежде всего ярко выраженный
перерозподільний характер, хотя в них присутствуют и элементы обмена - плата за
государственные услуги.
В Украине государственные финансы как
ведущая сфера финансовой системы государства опосредствуют около 80 % всех
финансовых ресурсов и охватывают различные финансовые институты, с помощью
которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
Состав государственных финансов принято
рассматривать за звеньями и уровнями органов государственной власти и управления (табл.
5.1).
Таблица 5.1
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ6
Уровне
|
Звена
|
бюджет государства
|
внебюджетные целевые фонды
|
государственный кредит
|
финансы государственного сектора
|
Общегосударственные
финансы
|
Государственный
бюджет
|
Общегосударственные
фонды
|
Государственные займы
|
Финансы
государственных предприятий
|
Местные
финансы
|
Местные
бюджеты
|
Региональные
фонды
|
Местные
займы
|
Финансы
коммунальных (муниципальных) предприятий
|
Звеньями государственных финансов являются:
Ø
бюджет государства
(сводный бюджет);
Ø
внебюджетные
фонды целевого назначения;
Ø государственный кредит;
Ø финансы государственного сектора
(государственных и муниципальных предприятий).
Государственный бюджет - это основной
финансовый план государства, имеющий силу закона.
Внебюджетные целевые фонды - это
централизованные фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета
для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение и социальное
страхование.
Государственный кредит предполагает
привлечения средств государством на позиковій основе для использования через расходы на
конкретные проекты.
Финансы государственного сектора
объединяют финансы государственных и муниципальных (коммунальных) предприятий.
По уровням управления государственные
финансы делятся на общегосударственные и местные.
Общегосударственные финансы предназначены
для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный
характер и отражают интересы государства вообще. Они являются инструментом воздействия на
социально-экономическое развитие страны. Через общегосударственные финансы
осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и
отраслями экономики с целью сбалансированного их развития.
Местные финансы представляют собой
финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают
региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутренне-территориальный
перераспределение. Основное назначение местных финансов заключается в обеспечении
финансовой независимости и автономности региональных административных формирований
(областей, районов) и поселений.
Построение системы государственных финансов
требует установления соответствующего оптимального соотношения между ее уровнями:
общегосударственным и местным.
Функционирования сферы государственных
финансов характеризуется такими финансовыми категориями: государственные доходы;
государственные расходы; государственный кредит.
Внутренние отношения в системе
государственных финансов складываются между бюджетами разных уровней и между бюджетами и
фондами целевого назначения.
В системе внешних отношений сферы
государственных финансов приоритетными являются взаимоотношения с юридическими и физическими
лицами. Это, с одной стороны, уплата налогов и других обязательных платежей в
бюджет, взносы в целевые фонды, покупка государственных ценных бумаг, с другой -
ассигнования и выплаты из бюджета и целевых фондов, возврат долгов и
доплата процентов по займам. Через бюджет обеспечиваются международные финансовые
отношения государства - платежи международных организаций и финансовых институтов и
поступления от них. Временно свободные средства бюджета и целевых фондов могут
размещаться на финансовом рынке, в результате чего формируются соответствующие
доходы. В случае необходимости финансирования дефицита бюджета государство может привлекать
на финансовом рынке необходимые ей дополнительные средства путем выпуска и размещения
государственных облигаций и казначейских обязательств.
_____________________________________________________________
6 Финансы: Учеб. пособие / О. П.
Близнюк, Л. И. Лачкова, В. И. Оспищев и др.; Под ред. В. И. Оспіщева. - К.:
Знания. - 2006. - С. 93.