Раздел
II.
ОБЩИЕ
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.4. Понятие о балансах
Балансовый
метод - это метод обработки бухгалтерской документации, что предполагает получение
взаимосвязанных показателей, характеризующих наличие ресурсов и источников их
покрытия.
Слово
баланс происходит от французского balance,
что буквально переводится как весы (весы). В общеэкономическом смысле
баланс - это система взаимосвязанных показателей, характеризующих наличие
материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов и их использования. В
бухгалтерском понимании баланс - это двусторонняя таблица, левая часть которой
(актив) предназначена для отражения средств предприятия и прав на их
получению (дебиторская задолженность), правая (пассив) - для отражения источников
их формирование.
Бухгалтерский
баланс - это способ обобщенного отражения в денежной оценке состава
хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату. Баланс имеет две
стороны - актив и пассив. В то же время, как хозяйственные средства, и их источники в
балансе группируются по определенным признакам в статье. Статья баланса - это объединенная
по определенным признакам группа хозяйственных средств или источников их образования. Статьи
баланса объединяются в более обобщенные разделы баланса.
Бухгалтерский
баланс является основой бухгалтерской отчетности о результатах хозяйственной и
финансовой деятельности предприятия за определенный период, основным источником
информации об имущественном и финансовом состояния субъектов хозяйствования, а также
информационной базой для внешних и внутренних пользователей. Он характеризуется:
полнотой охвата совокупности всех хозяйственных процессов предприятия;
экономически обоснованным группировкой хозяйственных процессов; отражением
связей между хозяйственными явлениями с соблюдением типовой корреспонденции
счетов.
В
бухгалтерском учете используется понятие сальдовый баланс. Сальдо (от
итал. saldo - расчет) в
бухгалтерском учете означает остаток. Сальдо - это разница между дебетом и
кредиту. Сальдовый баланс - это баланс, который содержит только остатки по счетам
бухгалтерского учета на определенную дату. Сальдовыми есть отчетные балансы предприятий и
организаций.
Различают
также балансы брутто и нетто. Брутто-баланс - баланс, в котором показаны остатки
по всем счетам бухгалтерского учета. Нетто-баланс - баланс, в котором
отражена реальная (справедливая) стоимость активов предприятия. Так, в балансе
брутто отражается первоначальная стоимость основных средств, а в балансе нетто -
остаточная. Это касается и других активов предприятия.
Балансы,
в зависимости от отношения к плану или отчету, подразделяют на плановые и отчетные.
Плановый баланс устанавливает соответствие между предполагаемым объемом ресурсов и
их потребностью. Отчетный баланс характеризует наличие ресурсов и их использование
в прошлом отчетном периоде.
Выделяют следующие виды отчетных
бухгалтерских балансов:
- вступительный - составляется в начале деятельности
предприятия;
- периодический - складывается в течение
календарного года по отчетным периодам;
- летний - отражает состояние капитала
предприятия, размещенного в активах и пассивах на начало следующего года, а
также результаты деятельности за предыдущий год;
- объединительный - составляется в случае слияния
нескольких предприятий в объединение на правах юридического лица;
- разделительный - составляется при
реструктуризации крупных предприятий, разделения их на меньшие по объему
предприятия с правами юридического лица;
- что санированный - предназначен для корректировки
контрактивних и контрпасивних статей баланса;
- ликвидационный - составляется при ликвидации
предприятия, которое имеет статус юридического лица. Его особенностью является отсутствие остатков
на счетах бухгалтерского учета на дату ликвидации предприятия.;
- сводный - составляется на предприятии, в
состав которого входят реструктурированные предприятия или хозяйства, выделенные
на самостоятельный баланс;
- консолидированный - предполагает включение в его
состав всех предприятий одной компании, фирмы, концерна с правом юридического
лица.
Хозяйственная
операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов или/и
обязательств, собственном капитале предприятия. Хозяйственные операции по разному
влияют на статьи бухгалтерского баланса, разделы и итог, но всегда в
балансе сохраняется равенство актива и пассива. По влиянию на
баланс все хозяйственные операции
разделяют на четыре вида. Ниже приведено влияние хозяйственных операций, где в формулах:
А
- итог по активу баланса;
П
- итог за пассивом баланса;
х
- хозяйственная операция (сумма в денежной единице).
Операции
1-го вида - изменения только в активе (пример: получены деньги из банка в кассу)
А
- х + х = П.
Операции
2-го вида - изменения только в пассиве (пример: переоформлено краткосрочный
договор кредита на долгосрочный)
А
= 11 + х - х.
Операции
3-го вида - увеличивается актив и пассив (пример: получена предоплата за
услугу, товар и т.д)
А
+ х = П + х.
Операции
4-го вида - уменьшается актив и пассив (пример: перечислено задолженность по
предварительно полученные товары, услуги и т.д.)
А
- х = П - х.