Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

Раздел II.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

2.4. Понятие о балансах

 

Балансовый метод - это метод обработки бухгалтерской документации, что предполагает получение взаимосвязанных показателей, характеризующих наличие ресурсов и источников их покрытия.

Слово баланс происходит от французского balance, что буквально переводится как весы (весы). В общеэкономическом смысле баланс - это система взаимосвязанных показателей, характеризующих наличие материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов и их использования. В бухгалтерском понимании баланс - это двусторонняя таблица, левая часть которой (актив) предназначена для отражения средств предприятия и прав на их получению (дебиторская задолженность), правая (пассив) - для отражения источников их формирование.

Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной оценке состава хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату. Баланс имеет две стороны - актив и пассив. В то же время, как хозяйственные средства, и их источники в балансе группируются по определенным признакам в статье. Статья баланса - это объединенная по определенным признакам группа хозяйственных средств или источников их образования. Статьи баланса объединяются в более обобщенные разделы баланса.

Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетности о результатах хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за определенный период, основным источником информации об имущественном и финансовом состояния субъектов хозяйствования, а также информационной базой для внешних и внутренних пользователей. Он характеризуется: полнотой охвата совокупности всех хозяйственных процессов предприятия; экономически обоснованным группировкой хозяйственных процессов; отражением связей между хозяйственными явлениями с соблюдением типовой корреспонденции счетов.

В бухгалтерском учете используется понятие сальдовый баланс. Сальдо (от итал. saldo - расчет) в бухгалтерском учете означает остаток. Сальдо - это разница между дебетом и кредиту. Сальдовый баланс - это баланс, который содержит только остатки по счетам бухгалтерского учета на определенную дату. Сальдовыми есть отчетные балансы предприятий и организаций.

Различают также балансы брутто и нетто. Брутто-баланс - баланс, в котором показаны остатки по всем счетам бухгалтерского учета. Нетто-баланс - баланс, в котором отражена реальная (справедливая) стоимость активов предприятия. Так, в балансе брутто отражается первоначальная стоимость основных средств, а в балансе нетто - остаточная. Это касается и других активов предприятия.

Балансы, в зависимости от отношения к плану или отчету, подразделяют на плановые и отчетные. Плановый баланс устанавливает соответствие между предполагаемым объемом ресурсов и их потребностью. Отчетный баланс характеризует наличие ресурсов и их использование в прошлом отчетном периоде.

Выделяют следующие виды отчетных бухгалтерских балансов:

- вступительный - составляется в начале деятельности предприятия;

- периодический - складывается в течение календарного года по отчетным периодам;

- летний - отражает состояние капитала предприятия, размещенного в активах и пассивах на начало следующего года, а также результаты деятельности за предыдущий год;

- объединительный - составляется в случае слияния нескольких предприятий в объединение на правах юридического лица;

- разделительный - составляется при реструктуризации крупных предприятий, разделения их на меньшие по объему предприятия с правами юридического лица;

- что санированный - предназначен для корректировки контрактивних и контрпасивних статей баланса;

- ликвидационный - составляется при ликвидации предприятия, которое имеет статус юридического лица. Его особенностью является отсутствие остатков на счетах бухгалтерского учета на дату ликвидации предприятия.;

- сводный - составляется на предприятии, в состав которого входят реструктурированные предприятия или хозяйства, выделенные на самостоятельный баланс;

- консолидированный - предполагает включение в его состав всех предприятий одной компании, фирмы, концерна с правом юридического лица.

Хозяйственная операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов или/и обязательств, собственном капитале предприятия. Хозяйственные операции по разному влияют на статьи бухгалтерского баланса, разделы и итог, но всегда в балансе сохраняется равенство актива и пассива. По влиянию на

баланс все хозяйственные операции разделяют на четыре вида. Ниже приведено влияние хозяйственных операций, где в формулах:

А - итог по активу баланса;

П - итог за пассивом баланса;

х - хозяйственная операция (сумма в денежной единице).

Операции 1-го вида - изменения только в активе (пример: получены деньги из банка в кассу)

А - х + х = П.

Операции 2-го вида - изменения только в пассиве (пример: переоформлено краткосрочный договор кредита на долгосрочный)

А = 11 + х - х.

Операции 3-го вида - увеличивается актив и пассив (пример: получена предоплата за услугу, товар и т.д)

А + х = П + х.

Операции 4-го вида - уменьшается актив и пассив (пример: перечислено задолженность по предварительно полученные товары, услуги и т.д.)

А - х = П - х.