Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава III

 

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА И РЫНОЧНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ

 

2. Финансы предприятий

Ведущим звеном финансовой системы государства являются финансы предприятий государственной собственности и часть доходов предприятий (акционерных и частных), которая через систему налогов перечисляется в бюджеты всех уровней.

Финансы предприятий выражают денежные отношения, которые возникают при образовании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов В процессе расширенного воспроизводства, а также в организации процесса производства на основе использования денег с целью формирование основных и оборотных фондов, организации их кругооборота, распределения и использование в денежной форме созданного в сфере материального производства общественного продукта, включая и чистый доход.

Но финансы предприятий не замыкаются распределению и перерозподілові дохода. Они еще и обслуживают кругооборот средств предприятий и смену форм стоимости в процессе этого кругооборота.

Действие закона стоимости в хозяйственной деятельности предприятий проходит через движение и использование показателя стоимости и организации финансовых отношений. Финансы государственных предприятий имеют цель расширенное воспроизводство основных и оборотных производственных фондов и фондов обращения, с созданием фондов денежных средств для оплаты труда, с аккумуляцией создаваемой в процессе материального производства части чистого дохода для обеспечения расширенного воспроизводства производства.

В нынешних условиях предприятия является полностью самостоятельными, имеют баланс доходов и расходов или финансовый план. Они вступают в хозяйственные связи и отношения с другими предприятиями и сбытовыми организациями, проводят с ними денежные расчеты, имеют законченный баланс прибылей и убытков.

Финансовые ресурсы предприятия - это средства, которые находятся в его постоянном или частичном владении для обеспечение бесперебойной работы, а также обеспечения в процессе деятельности денежных доходов и накоплений.

Расходы государственных предприятий состоят из средств, которые компенсируют все материальные затраты, связанные с производством продукции; средств, направленных в фонд оплаты труда; амортизационных отчислений, платежей за пользование кредитом и др.

По своим распределением расходы предприятий можно сгруппировать как затраты на производство и хозяйственно-эксплуатационную деятельность, затраты на расширение производства; платежи в бюджет и отчисления в специальные фонды.

Финансовая самостоятельность предприятий требует активной финансово-хозяйственной деятельности, с тем чтобы наряду с покрытием производственных затрат создавался прибыль, отраженный в финансах.

Деятельность предприятий в новых условий обусловлена действием закона стоимости. Свое действие закон стоимости проявляет через показатели стоимости продукции и ее форм (денег, цены, себестоимости, кредита, финансов, прибыли и т.п.) с целью стимулирования уменьшения затрат на единицу продукции, роста производства продукции и доходов. Это теория, а практика не всегда соответствует ей. При отсутствии конкуренции и спаде производства государственные предприятия не имеют прибыли, а поэтому в условиях экономического кризиса никакие стоимостные показатели не дают возможности выйти с доходами большинства предприятий. Вместе с тем, необходимым условием деятельности предприятий является возмещение произведенных предприятием расходов за счет своих доходов и обеспечение получения прибыли, который дает возможность увеличивать внутренние хозяйственные накопления.

Организовывая свою финансово-хозяйственную деятельность, предприятия используют свои денежные средства и кредиты на условиях возврата, поскольку государство, как правило, средств не имеет. Необходимо распознавать различие собственных и заемных средств, тем более, когда они выдаются под большие проценты и еще и на условиях возвращения. По условиям действия закона стоимости и объективной необходимости материального стимулирования рост общественного продукта необходимо ослабить негативное действие государственной налоговой системы на производство. Это действие должно основываться на финансовых расчетах и анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, а налоговая политика должна постоянно совершенствоваться.

Важным фактором, который накладывает свой отпечаток на все стороны финансовой деятельности предприятий, является принадлежность предприятия к определенной отрасли промышленности. Например, финансы швейной фабрики существенно отличаются от финансов предприятия по производству бурильных труб. В связи с этим, отражая производственные отношения во всей их конкретной разнообразия, финансы предприятий полностью отражают и такие особенности отрасли, как состав и структура производственных затрат, способы производства, специфика производственного процесса и производимой продукции, скорость обращения средств, цены на продукцию и т.д.

К факторам, которые влияют на функционирование и организацию финансов, также принадлежит такая особенность производства, как наличие или отсутствие сезонности. Для сезонных отраслей (сахарной, лесной, торфяной, речного флота и др.) свойственна неравномерность в объеме хозяйственной деятельности и переменная потребность в средствах. Поэтому предприятия имеют пользоваться кредитом, который удовлетворяет временные потребности в средствах, рассчитываясь за них сразу же после того, как такая потребность отпала.

В названных отраслях потребность в средствах стабильная и возрастает по мере увеличения объема хозяйственной деятельности. Итак, в сезонные отрасли трудно привлечь капитал, а поэтому государство должно принять в отношении этого радикальные меры.

Существенная разница есть и между предприятиями, выпускающими продукцию, и организациями, которые занимаются капитальным строительством и капитальным ремонтом, поскольку в последнем случае фактически идет авансирование в незавершенное производство.

Рассматривая акционерные и частные предприятия, следует отметить, что они по своей сути ничем не отличаются от государственных. Акционерные общества сегодня является одной из самых распространенных организационных форм предприятий, которая вследствие углубления процессов разгосударствления собственности, приватизации и акционирования становится доминирующей в народном хозяйстве страны. Согласно Закона Украины "О хозяйственные общества",. акционерным обществом является такое предприятие, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости и отвечает по обязательствам только имуществом общества. Финансовой базой деятельности акционерных обществ является сформированный путем эмиссии и распространения ценных бумаг акционерный капитал, управление которым осуществляется на основе реализации организационно-экономических, правовых, административных и финансовых основ менеджмента.

Менеджмент акционерного капитала предприятия охватывает все основные направления деятельности предприятия и базируется на регулировании отношений между предприятием, его учредителями и акционерами, государственными органами, налоговой и банковской системами, кредиторами и должниками, страховыми учреждениями, фондовой биржей и фондовыми магазинами, инвестиционными компаниями и фондами и т.д. Поэтому его можно характеризовать как систему принципов, методов, средств и форм организации управления средствами, переданными акционерами в управление обществу и его руководящим органам. Менеджмент акционерного капитала предприятия является составной частью финансового менеджмента, а главная цель его - повышение эффективности производства и производительности труда, рост доходов акционеров и предприятия, повышение конкурентоспособности предприятия и роста курсовых цен его акции. Практическую реализацию менеджмент акционерного капитала находит в разработке и использовании побудительных мотивов управления предприятием, принятии и исполнении решений, связанных с движением акционерного капитала. Это, прежде всего, касается поиска источников капитала, определение круга будущих акционеров, организации эмиссии ценных бумаг, формирования дивидендной политики, повышение ликвидности и обеспечения высокой рыночной цены и устойчивого спроса на акции, осуществление политики конвертации ценных бумаг, обеспечение оптимальных методов финансирования предприятия, формирование стратегии и тактики деятельности предприятия с учетом интересов акционеров, защиту вкладов от инфляции и т.д.

Одним из важных элементов менеджмента акционерного капитала является формирование его объемов и структуры. Под оптимальной структурой капитала следует понимать такое соотношение между главными источниками его формирования, главными среди которых являются краткосрочные и долгосрочные долги предприятия, капитал от продажи акций и нераспределенную прибыль, что позволяет обеспечить высокие и стабильные доходы. Это очень важно для реализации стратегии финансового менеджмента, поскольку структура капитала обеспечивает определенный уровень финансового ліверіджу, то есть соотношение собственных и заемных средств предприятия.

На практике с целью обеспечения эффективного финансового ліверіджу предприятия осуществляют конвертацию ценных бумаг одних видов в другие: акций в облигации или наоборот.

Разработка системы менеджмента акционерного капитала требует дальнейшего совершенствования правовых взаимоотношений между эмитентами, акционерами, инвесторами и финансовыми посредниками в таких направлениях деятельности:

- обеспечение нормативно-правовых основ и гарантий в отношении собственности на ценные бумаги;

- совершенствование определенности правового статуса, прав и обязанностей эмитентов, инвесторов и финансовых посредников;

- обеспечение системы надежного и квалифицированного государственного регулирования и управления фондовым рынком;

- регулирование информационного обеспечения отношений на фондовом рынка;

- проведение налоговой политики стимулирования;

- контроль за дивидендной политикой акционерных обществ, создание условий для обеспечения гарантий акционерам и системы страхового обеспечения деятельности на фондовом рынке.

Кроме того, на государственном уровне должны решаться вопросы сотрудничества с Международной федерацией фондовых бирж, внедрение международных стандартов работы на фондовом рынке.

Укрепление централизованного фондового рынка, на наш взгляд, нуждается в обеспечении интенсивного развития внебиржевого и вторичного рынков, широкого развития посреднической деятельности с ценными бумагами, расширению круга участников фондового рынка (вовлечение в него, кроме эмитентов и биржи, также инвестиционных фондов и компаний, банков, холдинговых и страховых компаний, в том числе и иностранных).

С целью использования сбережений граждан как важного источника инвестирования развития экономики считаем целесообразное решение таких проблем, как увеличение выпуска ценных бумаг в материализованной форме на предъявителя, обеспечение свободного доступа граждан к рынку государственных ценных бумаг, снятие ограничений на приобретение ценных бумаг и снижение уровня налогов на доходы по ценным бумагам до 5 % или полное их снятие, поскольку прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов, облагается налогом на общих основаниях.

Сейчас происходят сложные процессы становление рыночных отношений между товаропроизводителями. Необходимость и неизбежность является формирование механизма функционирования хозяйствующих субъектов рынка определяют актуальность и важность изучения проблемы адаптации предприятий к новым условий хозяйствования. От современного поиска путей ее решения и эффективности реализации выбранных направлений зависит будущее предприятий, их конкурентоспособность продукции и положение на рынках сбыта и как следствие - возрождение национальной экономики.

Приспособление предприятий к новым условиях экономики переходного периода требует создания системы адаптации. Основные функции системы адаптации: обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции его стратегических единиц бизнеса, учреждение мероприятий относительно адаптации на основе бизнес-планов, маркетинговое, информационное и финансовое обеспечение деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать особенности современного периода формирования рынка: плюрализм форм собственности и организационных форм хозяйствования; усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта; ориентация предприятий на достижение долгосрочного коммерческого успеха, поиск внешних источников финансирования и прежде всего - кредитов банков.

Неотъемлемой составляющей действующей системы адаптации должна стать организация малого бизнеса на основе договорных отношений между крупными и малыми предприятиями. Необходимость создания конкурентоспособных предприятий, принятие решений о направлениях их приспособление к рыночной среды с целью дальнейшего функционирования и развития предполагает использование бизнес планов. При таком подходе следует применять методики, адаптированные к условиям хозяйствования экономики переходного периода.

Сложность и комплексность задач, которые решаются в рамках адаптационных процессов, требует применения соответствующего инструментария. Для этого целесообразно использовать маркетинг, который обеспечивает рыночную ориентацию управления.

Ускорению адаптации предприятий до рынка способствует рекламная деятельность, поскольку ее основной функцией является формирование спроса. Эту проблему можно эффективно решить на основе комплексного подхода к планирование рекламной кампании. При этом следует определить ее цели и средство составление рекламного бюджета, сформировать рекламную политику, разработать методику эффективности выбранных мероприятий.

Переход к рынку требует значительных изменений во всех сферах деятельности людей. В рыночных условиях нужно также направлять достаточные средства на социальные нужды рабочих. Ведь предприятия должны быть заинтересованы в благоприятном социальном климате, повышении квалификации трудового потенциала, наконец, в нормальном порядке в стране.

Улучшение профессиональной подготовки и повышение требований к условиям труда необходимо учитывать как социально-экономический фактор при разработке стратегического плана развития предприятия, поскольку человеческий фактор является основным "энергетическим фактором", благодаря которому осуществляется реализация экономических преимуществ развития предприятия в конкурентной борьбе. Стратегии же предприятий, которые достаточно широко используются на Западе и которые пробуют внедрять в Украине, направленные лишь на достижение максимальных прибылей путем удовлетворения товарных рынков, и поэтому, на наш взгляд, не должны быть приоритетными направлениями развития. Прибыль - это существенный показатель предпринимательской деятельности, но не главный. Проведены социологические исследования подтверждают этот факт. Основные положения, на которых базируется стратегия развития предприятия с учетом социально-экономических факторов, такие:

1) затраты предприятия подразделяются на явные (которые непосредственно учитываются в калькуляции затрат) и скрытые. Так, недостаточно быстрая перестройка организационных структур производства может привести к росту потерь производства, например, в результате увеличения количества рабочих, предопределяет неравномерное загрузки различных подразделений; потерь рабочего времени вследствие прогулов, производственных травм и т.д. Часто сокращение скрытых потерь возможно лишь при условии увеличения явных затрат. В этом случае создается возможность отношение затрат и выгоды. Однако, как правило, экономия на явных затратах приводит не только к росту скрытых потерь, но и негативно влияет на производительность персонала;

2) поскольку скрытые потери, конечно, влияют на рост текущих расходов, то, с экономической точки зрения, наиболее рациональным может быть одновременный рост капиталовложений (например, на замену оборудования, улучшения условий труда) с целью устранения причины, которая вызывает скрытое увеличение текущих расходов;

3) выигрыш во времени за счет сокращения его потерь, связанных с неэффективной организацией производства (например, прогулами, возвратом продукции неудовлетворительного качества, производственными травмами), может создать условия для реализации дополнительных мероприятий, направленных на повышение производства труда (например, информирование производителей, их переподготовка, проведение собраний по обсуждению внутрівиробничих проблем);

4) предприятие, которое стремится сократить расходы на охрану окружающей среды или сэкономить на явных расходах (сократить долю персонала), может пострадать, поскольку со временем ему придется зачислять все скрытые потери к расходам в производстве продукции, и еще и значительно в больших размерах.

Поэтому целесообразно при разработке стратегического развития предприятий учитывать все факторы. Задача заключается в выборе принципиального способа решения конкретных проблем, которые вытекают из поддержки конкуренции в рыночных условиях, а также по распространению рыночных условий функционирования предприятий, которые неразрывно связаны с их финансовым положением. В сложных условиях взаимных неплатежей предприятия остро ощущали потребность в привлечении внешних источников финансирования, прежде всего - кредитов банков. Решение этой проблемы предопределяет необходимость формирования финансовой политики предприятия и решение таких основных задач, как определение финансовой структуры, анализ риска и выбор средств страховой защиты, выбор критериев оценки финансового состояния предприятия - заемщика. При таком комплексном подходе оценивается реальная возможность предприятия в получении внешних кредитов и обосновываются решения, которые принимаются коммерческими банками к кредитоспособности получателей кредита.

Неотъемлемой составной системой государственного регулирования экономики является амортизационная политика. Она предусматривает разработку и практическое применение научно обоснованных концепций регулирования процессов простого воспроизводства. Реализация этой политики требует отработки соответствующего механизма, который включает в себя виды, формы и методы организации соответствующих экономических отношений и способы их количественного измерения. Основными элементами этого механизма являются нормы амортизационных отчислений.

Новый порядок начисления амортизации основных фондов определен Законом Украины от 22.05.97 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (ст. 8.9) с изменениями и дополнениями, которые внесены Законом Украины от 18.11.97 г. № 639/97-ВР. Основным нововведением этого закона является определение прибыли как разницы между валовой прибылью и валовыми расходами. Причем сумма амортизационных отчислений относится на расходы производства (оборота), а постепенно относится на уменьшение скорректированной валовой прибыли. Т.е.

П0 = ВД - ВВ - АВ,

где П0 - прибыль, является объектом налогообложения; ВД - сумма скорректированного валового дохода отчетного года; ВВ - сумма валовых расходов плательщика налога; АВ - сумма амортизационных отчислений.

Доход = валовой доход - валовые затраты - амортизация.

Если ранее амортизация была неотъемлемой составляющей себестоимости продукции (работ, услуг), то с принятием названных выше законов она приобрела формы налоговой скидки (льготы). Вместе с этим в число основных новаций вошли порядок распределения основных фондов на группы, порядок бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов, порядок начисления амортизации и порядок индексации основных фондов.

Согласно подпункту 8.2.2 Закона, основные фонды делятся на три группы: первая - здания, сооружения и их структурные компоненты, приспособления для передачи, в том числе жилые сооружения и их части; вторая - автомобильный транспорт и узлы (запасные части), мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические устройства и инструменты, включая ЭВМ, другие машины для автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, другое конторское (офисное) оборудование, приспособления и оборудование к ним; третья - любые другие основные фонды, которые не вошли в предыдущих групп.

Таким образом, как видим, в зависимости от целевого назначения и функций, выполняемых производственные фонды делятся на 3 группы, а не на 12, как это было раньше. Изменились также и нормы амортизационных отчислений. До 01.07.97 г. они устанавливались Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072. С 01.07.97 г. нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов на начало отчетного (налогового) периода из расчета на календарный квартал (рощи. 8.6.1. Закона) в таком размере: первая группа - 1,25 %; вторая - 6,25, третья - 3,75 %. На первый взгляд, это создало предпосылки для возбуждения инвестиционной деятельности в стране и обновления производственного потенциала субъектов хозяйствования, поскольку исходя из норм амортизационных отчислений нормативный срок эксплуатации составляет для основных фондов первой группы - 20 лет, второй - 4, третьей - 6,6 года. Но важно помнить, что для целей налогообложения под балансовой стоимостью основных фондов понимается их остаточная стоимость. Формула расчета балансовой стоимости группы основных фондов (п. 8.3.2. Закона) имеет вид Б(а) = Б(а - 1) + П(а-1)В(а-1)А(а-1), где Б(а) - балансовая стоимость группы на начало отчетного периода (года, квартала), Б(а - 1) - балансовая стоимость группы основных фондов на начало периода, предшествующего отчетному, П(а - 1) - сумма затрат на приобретение и улучшение основных фондов (в сумме, превышающей 5 % совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года, в течение периода, предшествующего отчетному, В(а - 1) - сумма выведенных из эксплуатации основных фондов в течение периода, предшествующего отчетному, А(а - 1) - сумма амортизационных отчислений, начисленных в периоде, предшествующем отчетному.

Соответственно, если в течение отчетного периода на предприятии не было ни движения основных фондов, а ни их улучшения, эта формула упрощается:

Б(а) = Б(а -1) - А(а -1).

То есть на начало отчетного периода балансовая стоимость группы основных фондов уменьшается, соответственно уменьшается и сумма амортизационных отчислений. Учитывая то, что амортизация основных фондов первой группы проводится до момента достижения стоимости отдельного объекта 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, а групп второй и третьей - к достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения, возникает вопрос: каким есть срок эксплуатации этих фондов?

Рассмотрим это на примере.

Предположим, что 01.07.97 г. в эксплуатацию введена поточная линия, стоимостью 20000 игры. Данный вид основных фондов принадлежит к третьей группе, квартальная норма амортизации для какой - 3,75 %. Определим балансовую стоимость линии на 01.07.97 г. Бь норму амортизации - как Н, балансовую стоимость на 01.10.97 г. - как Бы2, балансовую стоимость на 01.01.98 г. - как Бы3 и так далее, так же, поквартально. Тогда

Б2 = Б1 • (1 - Н/4),

Б3 = Б1 • (1-Я/4)2,

Б4 = Б1 • (1-Я/4)3.

То есть мы имеем дело с зависимостью, которая упрощенно может быть представлена геометрической прогрессии, формула первого члена которой имеет вид bn=b1•qn - V. То есть, для нашего случая Бn = Б1 • (1 - Н/4)n-1.

Если амортизация основных фондов прекращается, когда балансовая стоимость достигает 0 (условно 1 копейка или 0,01 грн), то формула имеет вид

0,01 = 20000 • (1 - 0,15/4)n-1. С формулы определяем n = 392.

Таким образом, текущая линия будет находиться на балансе предприятия 391 квартал, или 97,75 года. Для основных фондов первой группы этот срок еще длиннее, как это видно из примера1 = 1000000 грн, Н = 5 %, амортизация прекращается, когда балансовая стоимость сооружения достигнет 1700 грн):

1700 = 1000000 • (1-0,05/4)"-Следовательно, я = 504.

Таким образом, сооружение будет находиться на балансе предприятия в течение 503 кварталов, или 125,75 лет.

Понятно, что никакая техника или сооружение столько не смогут служить, а недоамортизированная часть стоимости основных средств снизит размер дохода, которая остается в распоряжении предприятия. То есть вместо стимулирующей амортизационной политики, направленной на ускорение научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, в Украине имеет место чисто фискальная амортизационная политика, которая, наоборот, сдерживает эти процессы.

Жесткость данной амортизационной политики усиливается также наличием так называемого понижающего коэффициента 0,7, на в соответствии с п. 22.4 Закона корректируется норма амортизации в 1997 - 1998 гг. Наличие этого коэффициента искажает смысл самого понятия амортизации, поскольку государство принудительно и волюнтаристски, исходя из финансовых потребностей бюджета, уменьшает часть средств, за счет которых финансируется простое воспроизведения.

Единственным положительным моментом в новой методике начисления амортизационных отчислений является возможность ускоренной амортизации основных фондов третьей группы, приобретенных после 01.07.97 г. Установление такого ограничения по времени введения меняет условия окупаемости инвестиционных проектов, осуществленных на эту дату.

Решение о применении ускоренной амортизации плательщики налога на доход могут принимать самостоятельно. Не имеют на это право только те субъекты хозяйствования, которые выпускают продукцию (работы, услуги), на которые государство устанавливает или регулирует цены и тарифы, или которые признаны такими, которые занимают монопольное положение на рынках.

Ускоренная амортизация осуществляется по следующим нормам:

первый год эксплуатации - 15 %;

второй - 30;

третий - 20;

четвертый - 15;

пятый - 10;

шестой - 5;

седьмой - 5 %. ;

По нашему мнению, целесообразно вернуться к пообъектного принципа учета основных фондов всех групп, что является необходимым для экономического анализа текущей деятельности предприятия, контроля за соблюдением графиков окупаемости инвестиций и обоснование их эффективности.

Амортизационные отчисления начисляются на балансовую стоимость объектов, которая равна их первоначальной стоимости, увеличенной на сумму расходов, связанных с улучшением таких фондов. То есть в случае ускоренной амортизации срок службы основных фондов третьей группы полностью соответствует мировым канонам и составляет семь лет, а порядок исчисления амортизационных отчислений является экономически обоснованным. Непонятно только, почему он не распространяется на электронно-вычислительную технику, темпы морального старения которой еще более быстрые.

Кроме того, субъекты хозяйствования могут провести индексацию основных фондов, если по ним не принято решение по их ускоренной амортизации или когда коэффициент индексации Кi, рассчитан по приведенной ниже формуле, т.е. Ki = [I (а - 1)-10]/100, где И (а-1) - индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.

Следовательно, индексация проводится только в случае, когда годовой индекс инфляции превышает 10 %.

Разница между балансовой стоимостью соответствующей группы основных фондов и индексации в Законе определена как капитальный доход. Этот доход включается в состав валовых доходов ежеквартально в течение отчетного года в сумме, равной четверти процента годовой нормы амортизации соответствующей группы основных фондов от суммы капитального дохода данной группы. Эта сумма списывается в дебет счета 88 "Фонды специального назначения" субсчет "Капитальный доход" с отражением по кредиту счета 80 в состав дохода от внереализационных операций. Итак, капитальный доход в конечном итоге облагается налогом на доход, что в значительной степени нивелирует значение проведенной индексации.

Таким образом, из изложенного можно сделать соответствующие выводы.

1. Амортизационная политика в Украине выступает не как способ обеспечение нормального течения процессов простого воспроизводства в экономике, а как форма налогового регулирования. Она имеет чисто фискальный характер и ориентирована на максимизацию государственных доходов. Для пищевой промышленности, отрасли с быстрым оборотом капитала, это имеет особое значение, поскольку существенно влияет на эффективность инвестиций.

2. С принятием Закона амортизация в бухгалтерском учете относится (а в налоговом не относится) на затраты производства (оборота) и приобретает формы налоговой скидки.

3. Методика исчисления амортизационных отчислений, которая применяется на современном этапе, несмотря на увеличение норм амортизации, игнорирует базовые экономические понятия, такие как первоначальная стоимость, остаточная стоимость, срок службы основных фондов. При ее использовании период времени, в течение которого амортизируемые основные фонды, значительно превышает срок их физического существования. Недоамортизированная часть затрат на приобретение, изготовление или улучшение основных фондов или относится к валовым расходам, или возмещается за счет собственных средств предприятий, что уменьшает объем инвестиционных ресурсов, которые находятся в их распоряжении. Для объектов второй и третьей групп совокупная балансовая (остаточная) стоимость при выводе их из эксплуатации не меняется. Что касается ускоренной амортизации, то данный механизм не отработан.

4. Механизм ускоренной амортизации является на сегодня единственным экономически обоснованным и прогрессивным новшеством в налоговом законодательстве. Он позволяет выявить реальное состояние основного капитала предприятия, а установленные им ставки амортизационных отчислений отражают реальные тенденции использования основных фондов и предотвращают инфляционному обесценению финансовых ресурсов. Поэтому его можно рекомендовать для использования субъектам хозяйствования.

5. Механизм индексации основных фондов имеет символический характер, поскольку он применяется только в случае, когда годовой индекс инфляции превышает 10 %, а так называемый капитальный доход облагается налогом на доход.

6. Есть объективная потребность изменить исходные принципы амортизационной политики государства с целью предоставления ей стимулирующего характера, и в частности, потребность вернуться к пообъектного учета основных фондов второй и третьей группы: параллельно с налоговым учетом амортизации внедрить ведение учета остаточной стоимости каждого объекта основных фондов с целью экономического анализа и обоснования эффективности инвестиций; отказаться от применения коэффициента снижения (коэффициента 0,7); отказаться от налогообложения капитального дохода, поскольку это сводит на нет проведение индексации по сути.