НОВАЯ ИСТОРИЯ
УКРАИНЫ
Национально-освободительная
война украинского народа против Речи Посполитой середины XVII в.
Формирование
украинского национального государства
Формирование украинского государства
происходило в условиях войны, поэтому для выполнения государственных функций
использовалась проверенная на практике военно-административная, полково-сотенная
организация казачества. Правовое оформление украинская государственность получила в
Зборовском (1649 г.) и Белоцерковском (1651 г.) договорам Бы. Хмельницкого
с Польшей. Украинское население признавало именно эти органы публичной власти, которые
были Бы созданы. Хмельницким, и способствовало их деятельности.
Вся территория объявлялась собственностью
Войска Запорожского. Население разделилось на несколько состояний, которые имели свое
самоуправления, но все вместе подчинялись гетманском правительства: крестьяне
(выполняли хозяйственную повинность, то есть были подданными владельца земли, но
имели свое управление и свой суд - так называемый копни суд); мещане, разделялись на
тех, кто имел магдебургское право (следовательно, имел свой магистрат и суд), и тех, что не
были (находились под казацкой, то есть государственной юрисдикцией); духовенство,
мало собственное самоуправление и суд, и шляхта, что в принципе слилась со старшинским
казацким сословием. Власть принадлежала военному состояния - казакам, что в мирный
время становились земледельцами и землевладельцами, иногда занимались промыслами, а следовательно,
входили в территориальных единиц (сотня, полк), каждая из которых имела свое
самоуправления и суд, но строго подчинялась высшему органу. Вся система
была выборной: крестьяне выбирали своих старших и членов копного суда, так же
делали мещане и казаки. Духовенство также избиралось, в частности, священники
приходов. Избирались сотники, полковники и гетман, но генеральная старшина
формировалась гетманом. Простолюдин (крестьянин или мещанин) мог перейти в казаки и,
наоборот, казаки в посполитые.
Административная система состояла из
нескольких звеньев. Центральное место в системе органов новой власти занимал
гетман, которым с 1648 г. был Бы. Хмельницкий. Ему принадлежала высшая военная,
законодательная, исполнительная и судебная власть. Важнейшие военно-политические вопросы
малая решать военный совет, в котором могло участвовать все войско. Однако
она собиралась редко. В связи с тем, что численность войска достигла 200 тыс.
чел., в совете, как правило, принимали участие те воинские части, которые находились
рядом - другие полки посылали своих представителей.
Постоянным органом власти был совет
генеральной старшины. В нее входили: обозный, 2 осаули, 2 судьи, генеральный
писарь; позднее - также генеральные хорунжий, бунчужный и казначей. Старшинская
рада могла быть узкой или более широкой: генеральной старшины; генеральной
старшины с полковниками; еще шире - с сотниками. Совет генеральной старшины
гетман созвал перед каждым военным советом, а также при необходимости решить
сложные вопросы.
Вся территория Украины делилась на
полки, количество которых, в зависимости от обстоятельств, менялась (в 1648 г. - 40, в
1649 г. - 16, в 1650 г. - 20). Во главе полка стоял назначенный гетманом или
избран полковой советом полковник. Полки делились на сотни, во главе с сотником и
аналогичной полковой старшиной. В полку могло быть до
20 сот. Сотни делились на курени
(по 20-30 казаков в каждом) во главе с куренным атаманом. В городах и селах
управление осуществляли атаманы, а в тех, которые имели магдебургское право, - магистры
во главе с войтом, ратуши. Свободнее стали себя чувствовать крестьяне и мещане, хотя
многолетние непрерывные бои, разруха, людские и материальные потери истощали
народ.
Правительство Б. Хмельницкого для содержания
своего аппарата и других потребностей ввел систему налогов, которая состояла из трех
основных частей: подымное (от каждого дыма - дома); стация - на войска; аренда
- налог на различные промыслы (мельницы, винокурни и т.д.). Кроме того, мещане
платили еще и внутреннее пошлину за право торговать. Из тех, кто производил спиртные
напитки, взималась так называемая показанщина. Налоги собирались только из мещан и
крестьян. Казаки (та часть населения, которая находилась в вооруженных силах)
освобождались от налогов. По некоторым данным (на октябрь 1650 p.), Б. Хмельницкий получил 5 млн. злотых прибыли. Он
также делал попытки ввести в Украине свою денежную систему.
Государство Бы. Хмельницкого можно
квалифицировать как аристократическую республику. В 1650 г. ее территория достигала 200
тыс. км2, а население - 1,5 млн человек. Б. Хмельницкий проводил
активную внешнюю политику с Крымским ханством, с Турцией, с Валахией,
Молдавией, Семиградьем (Трансильванией), Швецией. Активно велись переговоры о
сотрудничество (с 1648 г.) с Московским царством. Было установлено
дипломатические отношения с Австрией, Англией, Венецией, Персией.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Переяславский договор начал новую
сутки в отношениях между Украиной и Московией. Москва с самого начала
пыталась ограничить права Украины и впоследствии планировала превратить ее в обычную
провинцию.