СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 14
Тема. Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная части
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить отличать сложноподчиненные от других типов предложений, определять главную и придаточную часть; устанавливать средства связи между частями сложного предложения, разграничивать союзы и союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать чувство ответственного отношения к труду, культуру речи.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь.
К. Ушинский
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Как простые предложения объединяются в сложные?
3) Какие существуют виды сложных предложений?
4) Что такое бессоюзные предложения?
5) Что такое союзные предложения?
6) На какие группы делятся союзные предложения?
3. Лингвистическое наблюдение.
• Проанализируйте предложения и укажите их тип; установите средства связи между частями сложных предложений и сделайте вывод о том, какого они вида.
1) Такая вокруг тишина и покой, что слышно сердца перестуки.
2) Осина, что рядом, торопливо осыпала листьями землю.
3) Когда о вулканические скалы дробятся волны с галькой пополам, он посылает частые сигналы идущим на просторе кораблям.
— Является ли слово что членом первого предложения? А второго?
— Можно ли считать слово что в первом и во втором предложениях одной и той же частью речи?
— Падает ли логическое ударение на слово что в первом и во втором предложениях?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Сложноподчиненные предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.
[ ], (чтобы).
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. [ ].
Предложение, подчиненное в составе сложноподчиненного главному по смыслу и грамматически, называется придаточным. ( ).
Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) не являются членами предложения, они только связывают придаточное предложение с главным.
Союзные слова (относительные местоимения и наречия — который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточное предложение с главным, но и выполняют синтаксическую функцию. На них падает логическое ударение.
Сравните:
1) Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь. (К. Ушинский) — союз чтобы только связывает придаточное предложение с главным, никакую синтаксическую функцию не выполняет.
2) Осина, что рядом, торопливо осыпала листьями землю.— союзное слово что является подлежащим придаточного предложения и прикрепляет его к слову осина в главном.
Союзное слово выступает в роли разных членов предложения. Например:
1) Школа, которая возвышается на горе, недавно построена.
2) Школа, которую недавно построили, стала одной из лучших.
3) Школа, в которой мы учимся,— наш второй дом.
Придаточное предложение отвечает на вопросы, которые ставятся от главного. Придаточная часть поясняет слово, словосочетание или все главное предложение и выражает определительные, обстоятельственные, изъяснительные значения.
В некоторых сложносочиненных предложениях место придаточного неизменно: оно всегда стоит после главного или после того слова в нем, к которому относится.
Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. (Придаточное относится ко всему главному предложению. Место его фиксировано.)
Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. (Придаточное относится к словам дубы и липы. Место его фиксировано.)
В других сложносочиненных предложениях место придаточного можно менять.
Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет летная погода.
Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра.
Экспедиция, если будет летная погода, завтра отправится в Арктику.
Придаточные предложения отделяются запятой.
В сложносочиненном предложении может быть два или несколько придаточных.
Спрятав лицо в воротник шубы, Фролов задремал и проснулся только тогда, когда почувствовал, что сани остановились.
Схематически это предложение можно изобразить так:
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте предложения; найдите главную и придаточную части, укажите, чем они связаны: союзами или союзными словами.
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
2) Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа.
3) Часов в восемь дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое.
4) Чтобы не показываться Давыдову на глаза, Нагульнов дни проводил на покосе, а к ночи возвращался на хутор.
5) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
— Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных предложениях?
3. Лингвистический анализ предложений.
• Запишите предложения, вставляя пропущенные союзы и союзные слова; укажите синтаксическую функцию союзных слов; составьте схемы предложений.
1) В одном из технических журналов популярно рассказывалось, ... собрать компьютер.
2) В библиотеке мы спросили, ... нам прочитать для создания реферата о «Слове о полку Игореве».
3) Библиотекарь ответил, ... есть новое издание «Слова...» с несколькими переводами, вступительной статьей и комментариями.
4) Мы спросили, ... он живет.
5) Мы увидели знакомого, ... возвращались домой.
4. Лингвистическое моделирование.
• Прочитайте, найдите придаточные предложения; перепишите, меняя местами, где это возможно, главные и придаточные предложения.
1) На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету.
2) Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза.
3) Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
4) На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
5) Посередине деревни, в которую мы вошли, был пруд, густо заросший камышом.
6) Морская вода содержит много солей, так что она непригодна для питья.
— В каких предложениях нельзя поменять местами главное и придаточное предложения?
5. Лингвистическое конструирование.
• Постройте сложноподчиненные предложения, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное; запишите полученные предложения, составьте схемы.
Главные предложения: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку в Ялту пришлось отложить; в лесу было тепло; я зайду к тебе; мы надеялись.
Придаточные предложения: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах еще лежал снег; который был перед школой.
— В каких случаях можно изменить место придаточного предложения?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что такое сложноподчиненное предложение?
2) Из каких частей состоят сложноподчиненные предложения?
3) На какие вопросы отвечают придаточные предложения?
4) Являются ли подчинительные союзы членами придаточного предложения? А союзные слова?
5) Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить устное высказывание на тему «Сложноподчиненное предложение», используя материал урока, иллюстрируя свой рассказ примерами из учебников (физики, биологии, истории, географии).
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.