УРОК 15. РАЗНООБРАЗИЕ ПОЧВ. ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ И СПОСОБЫ ее ПОВЫШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ УДОБРЕНИЯХ
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о почве, ознакомить с основными типами почв Украины, способами повышения плодородия почв; развивать умение приводить примеры различных типов почв, удобрений; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: типы почв своей местности, карта почв Украины, таблицы «Почвы», «Разрез почвы», коллекция минеральных и органических удобрений, учебники, тетради.
Основные понятия: почва, гумус, плодородие, чернозем, серые лесные почвы, дерново - подзолистые почвы, каштановые почвы, удобрение.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
• Обсуждение ответов на вопросы: почему комнатные растения нужно периодически пересаживать в свежий грунт?
• Пословицы о земле: «Земля-труженица аж дымится, и людям хлеб готовит», «На черной земле белый хлеб родит», «На доброй земле что посеешь, то и уродится», «Кто земле дает, тому и земля дает», «Кто землю вдобряє, поэтому и земля возвращает».
III. Актуализация опорных знаний и умений
Вопрос
• Что такое почва?
• Состав и свойства имеет почву? Какими опытами это можно доказать?
• Что такое плодородие?
• Как и из чего образуется гумус?
• Какие живые организмы обитают в почве? Как они приспособились к жизни в почве?
• Какое значение имеет почва в жизни человека?
ИV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Человек издревле понимала, насколько важна для нее земля, поэтому ценила и уважала ее, называла кормилицей. От плодородия почвы зависит урожайность естественной и культурной растительности. В мире сформировались тысячи различных типов почв. Они отличаются цветом, мощностью, строением, свойствами и главное - плодородием. Какие типы почв имеют лучшую плодородие? Есть ли такие почвы в Украине? Можно ли улучшить или ухудшить плодородие почвы? Ответы на эти вопросы вы узнаете сегодня на уроке.
V. Изучение нового материала
1. Разнообразие почв
Почва состоит из минеральных частиц разных размеров, органических веществ, почвенной воды и почвенного воздуха. От размеров почвенных частиц и содержания органических веществ зависят свойства почвы. Поэтому существуют различные типы почв. Так, в песчаном грунте растворы минеральных солей достаточно легко проходят вглубь. В такой почве легче расти и корням. Зато в глинистых грунтах растворы солей медленно проникают вглубь, потому что они прочнее удерживаются почвенными частицами.
Задача 1. Рассмотрите карту почв Украины. Определите, какие типы почв распространены на территории Украины. (Серые лесные почвы, дерново-подзолистые почвы, черноземы, каштановые почвы).
Задание 2. Рассмотрите таблицу «Почвы». Определите, чем они отличаются.
Почвы очень заметно отличаются цветом. Название почвы часто соответствует его окраске (чернозем, серые лесные, каштановые и т.д.). Окраска зависит от количества органической составляющей - гумуса. Гумус склеивает мелкие почвенные частицы в более крупные по размеру, увеличивая шпаристість почвы - промежутки между почвенными частицами. Это облегчает поступление воздуха к корням и организмов, населяющих почву.
Черноземы имеют черный цвет, наибольшее количество гумуса и большое плодородие. Черноземы занимают большие площади в Украине и являются ее национальным богатством.
2. Способы повышения плодородия почв. Удобрения
Плодородие почв уменьшается за нерадивое хозяйствование человека. Вследствие этого площади плодородных почв постоянно уменьшаются, а территории, охваченные пустынями, - увеличиваются. Только за последние 20 лет они увеличились на 100 млн. гектаров. Ученые предостерегают: если эти процессы не будут вовремя остановлены, то уже в ближайшее время почти треть пахотных земель мира станет непригодной для сельскохозяйственного использования.
Задача 3. назовите, какими способами повышают плодородие почв на дачных участках или во время выращивания комнатных растений.
Для сохранения и повышения плодородия почв применяют различные способы: внесение удобрений, севооборот, орошения, осушения, рыхление и т.д. Среди наиболее распространенных - внесение удобрений.
Удобрения - вещества, которые вносят в почву с целью повышения их плодородия.
Задача 4. Рассмотрите коллекцию органических и минеральных удобрений. Определите их названия.
Органические удобрения: навоз, птичий помет, торф.
Неорганические (минеральные) удобрения: азотные, калийные и фосфорные.
Севооборот - выращивание каждый год на одном и том же участке различных культурных растений.
VИ. Закрепление изученного материала
Проблемный вопрос
Какие удобрения, на ваш взгляд, лучше использовать? Аргументируйте свою точку зрения. Объясните, почему в хозяйстве гораздо больше используют минеральные удобрения, чем органические?
Задание 5 (прием «Рюкзак»)
Из тех знаний, умений, способов действий, которые вы получили на уроках по теме «Почва», вы возьмете с собой для использования на других уроках, в жизни?
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Составьте кроссворд (10 вопросов) по теме «Почва».
3. Принести семена культурных растений.