РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
ТЕМА 3. РЕЛЬЕФ. ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
УРОК 15. ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Тема. Геоморфологическое строение.
Учебная цель: сформировать знания о науке геоморфологию, геоморфологической строение Украины; углубить знания о силы, формирующие рельеф; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, физическая, тектоническая, геологическая, геоморфологическая карты Украины.
Опорные и базовые понятия: экзогенные и эндогенные силы, эрозия, аккумуляция, карст, антропогенные формы рельефа, геоморфологическое строение, формы рельефа: денудационные, вулканогенные, водно-эрозионные, ледниковые, суфозійні, эоловые, аллювиальные, морские абразивные, морские аккумулятивные.
Географическая номенклатура: Караби-Яйла, пещера Оптимистическая, Арабатская Стрелка, Аюдаг.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
• По политико-административной картой Украины совершите «путешествие» в пределах страны по маршруту: а) 50° с.ш.; б) 34° в.д;
в) Луцк - Черновцы - Винница - с. Гремяч - Харьков - Мариуполь, указывая формы рельефа, которые вы пересекаете.
• По картам атласа сравните с собственно избранными признаками Среднерусскую и Приднепровскую возвышенности; Приднепровской и Полесской низменности.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Деятельность каких сил принадлежит к экзогенным?
• Преимущественно по размерам образуются формы рельефа в результате деятельности эндогенных сил? экзогенных? Как это объяснить?
• Назовите известные вам мелкие формы рельефа. Какие из них встречаются в нашей местности?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сколько бы мы не наблюдали за ростом растений, мы никогда не замечаем собственно процесса, мы только фиксируем изменения - появился новый листок, набубнявили почки, растение стало выше и пышные. Так и с местностью. Сколько не смотри на Карпаты, однако не заметишь, как они «растут». Это могут установить только специалисты, измеряют высоты местности. Но зафиксировать небольшие изменения (с точки зрения геологического времени), что свидетельствуют об образовании гор или их старения и превращения в равнины, в наших силах. Будьте внимательными к изучению природы своего края, и вы сможете стать свидетелями грандиозных геологических преобразований.
V. Изучение нового материала
1. Геоморфологическое строение
Геоморфология - наука о закономерностях образования и размещения форм рельефа земной поверхности.
Рельеф = непрерывная действие эндогенных сил + экзогенных сил.
Формы рельефа:
• генетические - основные, крупные элементы (низменности, возвышенности, горы) - определяются тектоническим строением;
• местные (балки, речные долины, карстовые воронки и т.д.) - определяются геологическим строением и экзогенными процессами. Эндогенные процессы обусловливают поднятия и опускания, экзогенные вызывают нивелирования поверхности путем разрушения пород (денудация), переноса и их накопление (аккумуляция). Преимущество силы воздействия определяется тектоническим строением поверхности и составом горных пород.
2. Рельєфоутворюючі процессы
- Деятельность постоянных и временных водотоков (водная эрозия) - овраги, балки, речные долины.
- Деятельность ветра (ветровая эрозия) - эоловые формы: дюны, песчаные холмы.
- Деятельность древних ледников - ледниковые и водно-ледниковые формы: зандри (песчаные равнины), ози (линейно вытянутые гряды), камы (холмы), казни (кріслоподібні углубление в горах).
- Карст (раствор водами горных пород) - карри (поверхностные формы: канавы, лунки), пещеры, колодцы. На Подольской возвышенности образовалась самая длинная в мире пещера в гипсовых породах - Оптимистическая (более 165 км). В Крымских горах - самая глубокая в Украине - Солдатская (более 500 м).
- Морская абразия (разрушение морскими волнами) и аккумуляция - скалы, гроты, обрывы, пляжи, пересыпи, косы.
- Гравитационные (как правило, в сочетании с другими) - оползни, сдвиги, осыпные шлейфы.
- Суффозии (выщелачивание солей и вымывания пород и почв с проседанием поверхности) - степные блюдца, поды.
- Вулканическая деятельность - вулканические холмы, лаколітні горы, сопки грязевых вулканов.
- Деятельность человека - техногенные формы: терриконы, дамбы, насыпи, карьеры.
3. Геморфологічна карта
Отображает формы рельефа, закономерности их образования и распространения.
VI. Закрепление изученного материала
• В чем разница отображения рельефа на физической и геоморфологические картах?
• Чем различаются денудационные и аккумулятивные процессы? В каких местностях преобладает один над другим?
• По картам атласа дополните материал о рельєфоутворюючі процессы указаниями о районах их максимального распространения. Сделайте выводы.
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Охарактеризуйте геоморфологической строение своей области.