РАЗДЕЛ 4. РАННЬОІСТОРИЧНІ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
4.6.Шаманізм
Шаманизм (от. евенк. „шаман”, „саман” - знахарь) - вера в возможность общения первых служителей культа, шаманов с духами.
Особенно распространен у народов Северной Азии (бурятов, хантов, манси, эвенков, чукчей). Шаманизм характеризует широкий круг анимистических представлений (преимущественно вера в злых духов), наличие служителей культа, способных в экстатическом состоянии выступать в роли посредника между людьми и духами. Шаманам приписывается способность предвидения, узнавание, влияния на окружающую среду, способность сопровождать умершего в подземном мире. Основным из обрядов шаманизма считается камлания, который выполняет две функции: лечение от различных болезней и обеспечения успеха во время производственной деятельности.
Шаманы, как правило, во время камлания (общение с духами) используют песни, танцы, бубен, символизирующий їздову животное - лошадь или оленя. На нем они будто совершают путешествие в Верхний мир, подгоняя эту воображаемую животное специальной стукалкою, что заменяет кнут. Там они розкують душу больного, что заблудилась или была похищена демонами. Шаманы имеют специальный ритуальный костюм, головной убор, плащ и обувь. Они заставляют злые духи покинуть больного и тем самым вылечить его. Якуты, например, еще в XX в. считали, что вылечить человека может только шаман.
Зарождения шаманизма можно отнести к периоду скотоводства, земледелия (6 тыс. лет назад) и перехода в связи с этим от матриархата к патриархату. Главная роль мужчины в хозяйственной жизни обусловило его приоритет и в хозяйственном управлении. Именно способность удерживать людей, которые ничего не производят, и руководящая роль мужчины в обществе были воплощены в шаманизме (хотя шаманами были и женщины).
Шаманизм сохранился и до сих пор у народов Азии, Австралии, Африки, Америки, где есть остатки первобытного общества. Элементы шаманизма существуют и в современных религиях. Это и профессиональная каста служителей культа, и представление о том, что священники находятся в особых отношениях с миром духов, и то, что главные представители сверхъестественного мира - мужского пола. Сюда можно отнести и элементы экзальтации, свойственные отдельным современным религиям.
Расписание родоплеменного строя привел также к замене ранних, примитивных первобытных культов развитыми этническими религиями. Однако первобытные верования не исчезли совсем и существуют в двух формах: в чистом виде у народов с остатками родоплеменного строя и как отдельные элементы в современных религиях.