Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.2 Греко-римская религия

Религия Древней Греции

 

На формирование древнегреческой религиозной системы повлияли несколько существенных факторов:

1. Ранние религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм и аніматизм).

2. Первобытная магия, шаманизм, різностнічні формы мантики (пророчества и гадания).

3. Недоразвитая социальная структура греков периода миграций привела к ранней трибалізації общества, именно поэтому ряд каст, присущих индоевропейском обществу, как, например, профессиональные жреческий касты типа брахманов или магов

4. Даже на этапе полисов с царями во главе, греческое общество было достаточно демократичным без табуирования для определенных слоев определенных видов деятельности. Именно поэтому жрецы и жрицы главных храмов города - полиса избирались общим голосованием из выдающихся граждан.

5. Из предыдущего вытекает и значительная свобода в рефлексии и трактовке мифа или культа. Не было запретов на создание герметичных, то есть отделенных от всей массы полиса, культовых групп, как, например, «босоногие», орфики, пифагорейцы, елевсинці т.д.

Сложная и довольно развитая древнегреческая мифология - основа религиозных представлений и культов формировалась на протяжении долгого периода миграций на основе собственных индоевропейских принципов мировосприятия, заимствований у соседних, частично ассимилированных эллинами народов, собственного культурно-исторического развития, в том числе и авторских рефлексий (например, «Теогония» Гесиода, VI в. до н. э., или «Библиотека» Аполлодора, И в. до н. э.). Вот почему широкая вариативность мифа, в частности космогенези, была нормой античного общества.

В основе верований догомерівських греков лежал культ Земли. Греки непосредственно считали, что Земля-Гея породила не только весь мир и богов, но и самих людей (как человечество вообще, так и полиса - общины в частности). Через это хронические обряды начинали и завершали любые инициации в античном мире, а возвращение домой после путешествий или похода было связано с очищением, чтобы не испоганить родной земли.

Довольно демократичное отношение к собственной космогонии предстает уже в «Теогонии» Гесиод, который приводит орфічно-піфагорійську версию происхождения Вселенной из Хаоса. В Хаосе уже, как в зерне, в свернутом виде, было все - и Космос и бессмертные боги. Из него появилась мощная сила, которая оживляет все, - Любовь-Эрос. Появилась Земля-Гея, а глубоко под ней, на том же расстоянии, что и Небо-Уран над ней, в невимірній бездны родился мрачный Татар - ужасная, полная вечная темнота. Безграничный Хаос породил вечный мрак - Эреб и темную ночь - Нюкте. А от них произошли вечный свет - Эфир и радостный светлый день - Гемер. Так начали сменять друг друга день и ночь. Земля породила беспредельное голубое небо - Уран, Горы и Океан с их божествами-даймонами: нимфами-нереидами, титанами и т.д. Гесиод подает и первую космическую драму - борьбу богов (титаны, дети Геи и Урана) и второго (Олимпийские боги, дети титанов Кроноса-Хроноса и Реи) поколений, в которой устанавливается новый порядок.

Гесіодівська космогенеза, бесспорно, уже ассимилировала крито-микенские космологические и религиозные представления с чисто праіндоєвропейською традиции, в том числе и культовой. Древнегреческом космізмові присущи все традиционные индоевропейские религиозные языческие конструкты: определенная цикличность и эсхатологичности, представление о триєдинство мира (мир Олимпийских богов, людей и мрачное подземное царство Аида), першовартість жертвоприношения для поддержания равновесия в мире, важность знаков и верного их прочтения в по-всякденному жизни и т.д.

Главной силой, которая правит миром, которой подвластны не только люди, но и боги, греки считали Рок (высшую Судьбу, Фатум). Его отражением в нашем мире была нить судьбы, которую пряли и перерезали в трезвую минуту игры слепые богини-Мойры. Кстати, одна из первых герметичных, то есть тех, что обладают знанием Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого), сект, как и пифагорейцы, носила кольца с изображением мойр.

Античный политеизм был вероятно благоустроенным. На вершине религиозной иерархии стояли 12 богов - Олимпийцев (то есть тех, что находились на горе Олимп) во главе с Зевсом - царем богов. Он, как и все античные боги, был бессмертным, но не всемогущим. Его приходом были Закон, Ритм, Справедливость и наказание за их несоблюдение. Именно так и возникает Космос, то есть упорядоченный, ритмізований мир. Не удивительно, что, поскольку время от времени такого порядка нельзя было достичь в жизни, на передний план в культовой практике выходили другие боги (например, в позднюю античность, даже Пан - бог дикой природы).

Важную роль в повседневной практике играли боги - покровители различных ремесел, сфер жизни (Афина, Афродита, Apec, Гермес, Гефест, Посейдон, Деметра и другие). Сами боги в античной воображении представали антропоморфными не только внешне, но и за своими привычками, характером, манерой ссориться на Олимпе или через войны и моры среди людей сводить между собой счеты. Таких «человеческих» богов задабривали жертвами, приношениями в их храмы. Сами храмы не были местом отправь, а жилищем бога. Службы же совершались в священных местах, так называемых «теменосах», которые могли быть как священными рощами, источниками, так и просто определенными территориями в храмовой зоне акрополей эллинских городов.

С классической эпохи особенно почитались боги Аполлон и Дионис. Аполлон - бог солнечного света, мудрости, покровитель искусств - символизировал разум, закон, гармонию. Довольно популярный аристократический культ Аполлона положил начала античной протонауці, а его храмы становились определенными «мусейонами» - сборниками произведений искусств. Зато мистический культ Диониса - бога виноградной лозы и вина, сын Зевса и смертной женщины Семелы, умирающего чтобы воскреснуть бога заложил начало мистической практике индивидуального роста личности, Элевсинских мистерий, сперва посвященных Деметре. На почве именно этого культа вырос античный театр, прежде всего аттическая трагедия. Культ Диониса выделялся экстатичностью, оргіастичністю, часто проводился на лоне природы со щедрыми возлияниями, танцами, музыкой, пением.

Кроме важных полисных культов с жертвоприношениями от всей общины богам - покровителям всю античную историю существовала практика домашнего поклонения божествам рода, дома, природным силам и стихиям в виде дриад, нимф, сатиров и т.д. Такой культ отправляли старше мужчина или женщина в семье. Именно с этой практики возникает практика избрания верховных жрецов и жриц до главного храма города. Лишь несколько культов обслуживались в античной Греции специализированными кастами священников: секта босоногих в храме Зевса в Додоне, жреческая секта в храме Аполлона в Дельфах, коллегии жрецов Зевса и Деметры в Олимпии и Диониса и Деметры в Элевсине. Все эти центры занимались, кроме очищения и жертвоприношения, представлению оракулу - рифмованного пророчества - ответа на поставленный вопрос.

Кстати, и греки и римляне удивление верили в жребий, пророчества, мантику в любой форме, почти никогда не начинали дела, не получив прогноза на ее ход. Порой, такие неверные толкования самого, довольно сбивчивого и туманного текста, приводили к катастрофе. Но именно таким образом и рождались герои. А культ героев был не менее популярным, чем культ богов и даймонів. Ведь человек, пройдя испытания Судьбы, могла стать после смерти співтрапезником богов на Олимпе, как Геракл или Ахиллес, кульг которого был особенно популярным в Северном Причерноморье.

Ориентация на индивидуальный рост, или хотя бы на индивидуальное спасение, привело к обращению в поисках новых религиозных форм на Восток. Это проявилось в появлении довольно непривычных для эллинов форм обожествление личности царя (Александра Македонского, а впоследствии и его преемников государства Диадохов), эллинистических мистических культов на почве египетской и греческой религий (как культ Серапсису, Исиды - Богини Матери с ребенком и т.п.). В римский период как египетские, так и причерноморские греки принимают довольно широко иудаизм (например, синагоги и катакомбы иудеев в Боспоре, откуда предстанет не только иудаизм Хазарского каганата, но и Крымские караимы). Именно этот духовный прогресс будет отражен в истории христианства, в священных текстах которого едва ли не первыми из не евреев упоминаются эллины.