Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология - универсальный справочник

ЧЕЛОВЕК

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА

 

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

 

Важность для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всей сиюминутной поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который назвал принципом доминанты. Согласно этому принципу, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовольствием, и одновременное угнетение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизуют всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Внешним выражением доминанты является внимание - направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное (когда не требуется больших усилий для того, чтобы удержать внимание на предмете, что нас интересует) и произвольное (внимание требует волевых усилий для сознательно поставленной цели).

Основные свойства внимания - сосредоточенность и устойчивость. Устойчивость внимания постоянно колеблется. Для того, чтобы развить высокую устойчивость внимания, необходимо учиться быстро переключать внимание, умело распределять, тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенных.

Память - это запоминание, сохранение с последующим воспроизведением человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы, могут храниться в течение разного времени.

Различают кратковременный (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.

Процесс запоминание зависит: 1) от степени эмоционального интереса человека к предмета или явления; 2) от уровня сосредоточенности человека на исследуемом предмете и 3) от сознательного волевого намерения запомнить именно этот материал.

Существует два способа запоминания: механическое и осмысленное. За механического запоминания (то есть зазубривание) материал не хранится долго и человек не может применить свои знания на практике. Осмысленное запоминание материала дает возможность человеку пользоваться им в решении других жизненных задач. Одним из важных условий запоминания является повторение, которое должно быть осмысленным.