ЧЕЛОВЕК
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА
ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Важность
для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью, нашей
заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит
всей сиюминутной поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления
поведением, который назвал принципом доминанты. Согласно этому принципу,
доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовольствием, и одновременное
угнетение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизуют всю энергию
организма для достижения поставленной цели.
Внешним
выражением доминанты является внимание - направленность всей нашей психической деятельности,
сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух
видов: непроизвольное (когда не требуется больших усилий для того, чтобы удержать внимание
на предмете, что нас интересует) и произвольное (внимание требует волевых усилий
для сознательно поставленной цели).
Основные
свойства внимания - сосредоточенность и устойчивость. Устойчивость внимания постоянно
колеблется. Для того, чтобы развить высокую устойчивость внимания, необходимо учиться
быстро переключать внимание, умело распределять, тренировать способность выделять
наиболее важные детали и не замечать второстепенных.
Память
- это запоминание, сохранение с последующим воспроизведением человеком его опыта.
Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один
поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы,
могут храниться в течение разного времени.
Различают
кратковременный (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.
Процесс
запоминание зависит: 1) от степени эмоционального интереса человека к
предмета или явления; 2) от уровня сосредоточенности человека на исследуемом
предмете и 3) от сознательного волевого намерения запомнить именно этот материал.
Существует
два способа запоминания: механическое и осмысленное. За механического
запоминания (то есть зазубривание) материал не хранится долго и человек
не может применить свои знания на практике. Осмысленное запоминание
материала дает возможность человеку пользоваться им в решении других жизненных
задач. Одним из важных условий запоминания является повторение, которое должно быть осмысленным.