Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

Раздел XIII

ПОЛИТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ

 

13.6. Политика по организации бухгалтерского учета

 

Согласно Закону Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине” вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

- ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых подлежит опубликованию (АО, финансовые учреждения т.п.).

Организация бухгалтерского учета включает также такие вопросы как:

- форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых основ, установленных Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разработку системы и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, включая формы самостоятельно созданных предприятием учетных документов, необходимых для накопления и обработки управленческой информации;

- определение права работников на подписание бухгалтерских документов;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- выделение на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетности предприятия.

Одним из важных моментов организации бухгалтерского учета является определение системы счетов, задействованных в учете. Так, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрена система счетов для учета хозяйственных операций, которая может деталізуватись, в зависимости от потребностей получения информации.

Необходимость такой детализации вызывается потребностями получения информации для составления финансовой, статистической и административной отчетности, отчетности для управления, налоговых расчетов.

Наиболее полную информацию для составления финансовой отчетности можно получить только с применением 8-го класса счетов. Применение этого класса счетов в значительной степени облегчает также составление налоговых расчетов и статистической отчетности.

Исходя из концепции управленческого учета - учета по центрам ответственности, необходимо детализировать счет производства и счета доходов. Дополнительная система счетов и регистров аналитического учета дает возможность получать необходимую информацию для управления на внутреннем и внешнем уровнях.

Получение информации для составления налоговой отчетности и расчетов с бюджетом и фондами, требует детализации счета 64 “Расчеты за налогами и платежами”, счетов расчетов с фондами.

Важное определение системы счетов по расчетам с дебиторами и кредиторами для получение информации для налоговой отчетности. Например, проводка Д-т 361 - К-т 701 может означать возникновение валовых доходов за исключением косвенных налогов и сборов, а проводка Д-т 301 К-т 361 не отражает возникновение валового дохода. В то же время, проводка Д-т 311 - К-т 681 означает возникновение валового дохода, а проводка Д-т 681 К-т 701 - нет.

Есть возможность получения большей части информации для налоговых расчетов исключительно из данных бухгалтерского учета, за исключением хозяйственных операций с основными фондами, что связано с различными подходами к их оценке и при начислении амортизации.

В учетной политике предприятия желательно также указать, на каком счете и субсчете 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, 37 “Расчеты с другими дебиторами”, 63 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 64 “Расчеты по налогам и платежам”, 65 “Расчеты по страхованию“, 68 “Расчеты за другими операциями”, и т.д.) осуществляются расчеты за те или иные ценности с теми или иными поставщиками, покупателями, другими дебиторами и кредиторами.

Определение системы этих счетов позволяет одинаково отражать подобные операции, в том при смене руководства или ответственных исполнителей за отображение конкретных хозяйственных операций. Кроме того, надлежащий детальный учет расчетов способствует точному отображению состояния предприятия в отчетности, в том числе взаимоотношений с государством и фондами по налогам и сборам, уменьшению расходов на ведение налогового учета.

Исходя из изложенного, в политике должен быть оговорен статус каждого счета. Здесь же, или в приложении к приказу об учетной политике желательно привести алгоритмы проводок по отражению операций, связанных с возникновением валовых доходов и валовых расходов, а также операций, не ведут к их возникновению, которые будут обязательными для отражения в учете.