ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫЙ - категория для обозначения формы проявления социальной причинности, универсальной зависимости в обществе через констатацию объективных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей между процессами и явлениями. Итак, в онтологічній плоскости С. с. есть не что иное, как связь между социальными процессами и явлениями, выражающий причинную или функциональную зависимость между ними и соответствует всем указанным характеристикам.
Однако соціол. интерпретация категории З.с. особая, потому что должен принимать во внимание не только общ. науч. представления о закон и закономерность, не только предмет социологии, но и определенные детали, специфику самого З. с. как объективного связи в структуре социальной действительности. Это, во-первых, то, что С. с. являются законами функционирования и развития социальной реальности, поэтому считать их законами общества можно, лишь учитывая это обстоятельство. С соціол. т. с., З. с. выступают законы общества не непосредственно, а только через опосредованность их действия и влияния на общество социальной реальностью, которая не только подчиняется своим законам и закономерностям, но и в свою очередь по принципу обратного действия, переносит на них свои определенные характеристики.
Напр., поскольку социальная реальность имеет объективную и субъективную стороны, то и детерминация З. с. тоже содержит в себе объективно и субъективно-причинные (целевые, т.е. идеальные) и функциональные компоненты. Вообще же тип социальной реальности и тип С. с. непосредственно связаны между собой.
Во-вторых, следует руководствоваться важным методол. положением материалист, социальной философии о том, что З. с. способны проявляться лишь через деятельность и благодаря деятельности людей. Оно дает возможность выяснить детерміністську основу С. с., что основывается на движущих силах развития общества, с действием которых связаны истоки социальной причинности, то есть причинности в сфере социальной реальности, а не какой другой. Эта причинность есть производная прежде всего от экон. причинности. Вместе с тем она также сравнительно самостоятельная, поэтому имеет свои собственные источники. Самым весомым из них является социальная деятельность различных субъектов, которая не только приводит в движение всю социальную реальность, но и творит ее. А это означает, что в социальной реальности возникает, трансформируется и исчезает бесчисленное количество связей и отношений, в т.ч. и причинных и закономерных. Следовательно, любые связи между социальными процессами и явлениями возникают лишь благодаря деятельности людей.
Следует подчеркнуть, что, поскольку действуют и взаимодействуют только индивиды и их группы, то першопричинними, движущими могут быть только субъект - субъектные и субъект - объектные социальные связи. Среди них и следует искать те З. с. и закономерности, выражающие каузальні (причинные) зависимости между социальной деятельностью и ее результатами. Однако не каждый причинная связь может стать закономерным. Для возникновения С. с. действующей причины недостаточно. Она должна создать необходимые и достаточные условия для его появления и повторяемости. Тогда и возникнет З. с. объективно, независимо от воли людей. Среди этих условий имеют место также идеальные детерминанты - цели, желания, ожидания, ориентации людей, в которых отражены их социальные потребности и интересы. Особенно велика роль идеальных факторов в детерминации субъективной социальной реальности, закономерности которого описываются концепциями феноменол. и экзистенциальной социологии, етнометодології, символ, интеракционизма, "социальной драматургии", теории социального обмена и т.д.
Однако говоря о соотношении причинных и закономерных социальных связей, следует взять во внимание следующее предостережение. Хоть З. с. и выражают социальную причинность, создаваемую деятельностью взаимодействием индивидов и их групп, хотя они и проявляют себя через эту деятельность, все же их нельзя интерпретировать как законы этой деятельности и взаимодействия, так и деятельность, и взаимодействие подчиняются своим собственным законам и закономерностям. Время действующие индивиды и их группы является необходимым звеном механизма создания социальных причинных связей. Они предопределяют их возникновение, действие и исчезновение через созидание и уничтожение соответствующих условий.
Наконец, в-третьих, соціол. интерпретация категории С. с. предусматривает конкретный рассмотрение этих законов в связи с локальным действием каждого из них и качественной определенностью, что предопределяется особенностями выражения тем или иным законом социальной причинности. С. с. характеризуется многими свойствами, зафиксированными такими понятиями и терминами, как тип, содержание и структура закона; механизм, характер, сфера и направленность его действия; формы проявления, функции, требования закона.
В обществе действуют З. с. разных типов и структурных уровней. Это - законы общ.(общ. соціол.), особые и индивидуальные (частные, специфические), главные и неглавные, причинные и функциональные, динамические и статические (законы изменения, развития и законы функционирования, равновесия), законы - тенденции и гигантские закономерности (группы, комплексы "родственных" законов, связанных единой детермінуючою их причиной). Система этих законов составляет что-то вроде "скелета", к которому прирастает "тело" социального организма.
Тип С. с. указывает на его локальную близость (до того или иного типа социальной реальности, ее "фрагмента", в рамках которого он действует), а также на собственное содержание, функции, динамические и статические особенности, форму и механизм реализации (действия). Скажем, сферой действия общ. закона определяющей роли социального бытия для социального сознания является вся социальная реальность в целом, а не ее фрагменты, где он может и не действовать.
Законы развития характеризуют переходы от одного состояния, этапа социального явления или процесса к другому состояния, этапа, т.е. их качественные изменения, преобразования, а законы функционирования - связи и взаимодействия элементов социального явления, процесса, целостного социального организма, способ их взаимного существования в определенном социальном времени и пространстве.
Механизм действия С. с. представляет собой совокупность звеньев, цепей явлений, процессов, действий, взаимодействий, отношений, связанных между собой случайными или необходимыми связями, зависимостями, через которые реализуется ту связь, что его данный закон выражает. Одни из них способствуют его реализации, другие - тормозят или искажают ее. Разумеется, с изменением этих звеньев, цепей изменяется сам механизм действия С. с., что существенно влияет на его действие, а через нее - и на сам этот закон. Тогда он может получать полный или ограниченный пространство реализации, проявлять в полной или неполной мере все потенции той причине, что через себя выражает, трансформирует.
Механизм действия закона влияет также и на формы его проявления, которые не тождественны форме его существования (ею является объективный связь). Что же касается форм проявления С. с., то ими могут быть события, факты, потребности, интересы, тенденции и т.д. Тенденциозным проявления закона, то он касается, как правило, общ. С. с., что есть законы динамики, развития и содержат в себе результирующую массовых действий, благодаря чему эти законы превращаются в массивные закономерности - тенденции. Закон - тенденция - очень сложное образование. Он характеризуется тем, что: 1) выражает статист, (массовый) связи и ее направленность; 2) отражает в себе более-менее устойчивое, последовательное приближение перемен массового явления, процесса до определенного установившегося состояния; 3) никогда не реализуется полностью, ибо выступает как необходимость, которая пробивает себе путь через массу случайностей; 4) может иметь как общий цивилизационный, глобальный, так и конкретно истор. характер и не является законом отдельных случаев; 5) является внутренним фактором движения, изменений, развития массивных социальных систем, подсистем, совокупностей; 6) имеет способность повторяться в условиях, когда остается возможность его детерминации похожей на предыдущую массовым действием, благодаря чему он может приобретать пульсирующего проявления (угасать - возрождаться, усиливаться - ослабляться.
Соціол. наука изучает З. с. преимущественно как законы массовых явлений, которые представляют собой разные совокупности, агрегаты, организации, группы. Чтобы выявить закономерность тенденцию массового явления, социолог ведет наблюдение за динамикой изменений его общ. признаки через фиксацию поведения достаточно большого количества элементов этого явления во времени. Полученная информация о З. с. является необходимым условием управления социальными процессами, прогнозирования их будущего состояния и т. п.
В заключение отметим, что категория С. с. не является общ. признанной ни класс., ни современной социологией. Те социологи и соціол. школы, апеллирующих к исключительной индивидуальности, неповторимости и случайности истор. событий, или те, что исследуют субъективную социальную реальность, избегают оперировать этой категорией. Подобная традиция тянется от неокантіанства, которое на рубеже XIX - XX вв. подвергло сомнению гносеол. возможность применения категории "закон" к объяснению социальных явлений. Как известно, неокантіанство исходит из тезиса о том, что сущность истории определяют не ее законы, а ценности, применяются как "руководящие принципы" (Г. Ріккерт) деятельности людей.