Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология - универсальный справочник

ЧЕЛОВЕК

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА

 

РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы. Самые простые рефлексы относятся к врожденных, или безусловных, они передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовых признаков поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются простейшие безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), моргание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).

Сложнее формы врожденного поведения называются инстинктами.

В условиях внешнего мира, который непрерывно меняется, кроме безусловных рефлексов, каждому отдельному организму присущ собственный, индивидуальный опыт. Одни и те же безусловные рефлексы могут выполняться как в ответ на наследственно заданные раздражители, так и на те сигналы, с которыми данный организм встречается только в своем индивидуальном жизни. Такие рефлексы называются условными.

Условные рефлексы - это приобретенные в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых ее организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Условные рефлексы не передаются по наследству, а приобретаются в процессе обучения. Условный рефлекс образуется тогда, когда какое-то внешнее событие совпадает по времени с той или другой деятельностью организма или подкрепляется безусловным рефлексом.

В течение жизни вырабатывается много сложных условных рефлексов, которые становятся частью нашего жизненного опыта. Двигательные условные рефлексы, которые вырабатываются человеком в течение жизни, называются навыками, или автоматизированными действиями, с помощью которых человек осваивает новые двигательные умения, вырабатывает новые формы поведения.

Следовательно, наше поведение определяется: 1) внутренними потребностями и 2) конкретными внешними условиями, в которых мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов. Следовательно, наше поведение не только активно и целенаправленно, но и тонко и точно приспособлена к окружающим условиям.