Правительственный кризис. Состояние в осуществлении государственно-властных полномочий
правительством страны, когда он весь или его часть отходит от выполнения
согласованной и одобренной парламент ом программы действий. При этом У.к. не сводится
к чисто организационных проблем, связанных с выходом из правительства части
министров. Правительство фактически теряет опору в обществе, в государственном аппарате и в
парламенте, что означает потерю одновременно и социальной и политической поддержки,
ставит под вопрос его легитимность. У.к. чаще всего возникают в тех
странах, где правительства формируются на многопартийной основе. Разногласия между
представленными в правительстве партиями легко могут вызвать разрывы существующих
договоренностей и выход части министров из правительства. Сложные консультации с
представленными в парламенте партиями не всегда помогают преодолеть кризис,
возникла именно потому, что введение в состав правительства новых членов не освобождает его
от необходимости получить вотум доверия со стороны парламентского большинства. В
современной истории самые яркие примеры У.к. есть в Италии, многопартийная система
которой предопределяет коалиционный состав правительства. В то же время частые правительственные кризисы в этой
стране, создавая определенные неудобства и избирателям, и правящей элите, в общем не
влияют на отношение граждан к политической системе в стране. В условиях
президентской формы республиканского правления конфликт законодательной и
исполнительной власти, которую олицетворяет президент, может обернуться вотум недоверия
президенту, что означает перестановку или отставку в его правительстве, а возможно,
и его собственную отставку. И хотя до процедуры импичмента, то есть освобождение
президента с должности, прибегают сравнительно редко и только в экстраординарных
случаях, возможны непопулярные решения и действия президента могут настроить против
него парламент и увеличить вероятность увольнения его с должности.