Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел ХИ

Культура Украины в условиях кризиса

советской системы

 

ЛИТЕРАТУРА

 

В 60-80-е годы значительных успехов в дальнейшему развитию национальной литературы достигли украинские писатели. Только за период с IV (1959 г.) по V съезд (1966 г.) писателей Украины количество литераторов республики увеличилась с 527 до 770 чел. Кроме десяти писательских филиалов, которые работали в 1959 г., было открыто отделение Союза писателей в Луганске и Житомире.

В течение 60-х годов писатели Украины написали немало прозаических произведений различных жанров - романов, повестей, рассказов, стали существенным вкладом в развитие украинской литературы. Значительными были достижения в прозе. За это время вышли романы “Водоворот” Г. Тютюнника, “Правда и кривда” М. Стельмаха, “Сестры Ричинские” И. Вильде, “Дикий мед” Л. Первомайского, “День для грядущего” П. Загребельного, трилогия “Вишневый сад” В. Бабляка, “Капля крови” Ю. Мушкетика, “Последняя сабля” М. Руденко, “Человек живет дважды” Ю. Шовкопляса и др.

Чувствительной к новизне жизни, к изменениям, происходящие в психологии нашего современника, была украинская поэзия. Значительными поэтическими явлениями стали сборники “Полдень века” и “Письма на рассвете” а. малышко, “Мы - сознание человечества” П. Тычины, “Итальянские встречи” Г. Бажана, поэзии П. Воронько, М. Нагнибіди, Д. Павлычко, Л.первомайского, И. Муратова и др.

С интересом общественность встречала произведения молодых поэтов: в. Симоненко, Лины Костенко, И. Драча, В. Коротича, В. Стуса, Б.Олійника, В. Коломийца, М. Винграновского, Г. Лубкивского, В.Лучука, В. Голобородько, Галины Гордасевич, Валентины Отрощенко и др.

Атмосфера способствовала либерализации возвращению в литературу несправедливо забытых и репрессированных имен. Благодаря М. Рыльскому было посмертно реабилитирован поэтов О. Олеся, Г. Вороного. Также он добился переиздания произведений выдающихся украинских композиторов ХVIII-

ХІХ ст. М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя.

Большую работу выполнили созданы в 1956 г. комиссии по упорядочению посмертной наследия. Было обработано произведения В.Чумака, В. Эллана-Голубого, а также репрессированных В.Бобинського, О. Досвитнего, Г. Косынки, Г. Ирчана, М. Кулиша, Д.Фальківського и др. Много писателей был восстановлен в рядах членов Союза писателей (Г. Эпик, Бы. Коваленко, В. Полищук, Г.Овчаров, С. Туловище, Г. Хоткевич, Е. Шехтман, Есть. Шабліовський, О.Сорока, В. Гжицкий). Того же 1956 г. было реабилитирован Б.Антоненка-Давидовича, А.костенко, П. Кононенко, П. Колесника, А.Петруся-Карпатского, Ю.Шкрумеляка. После долгих скитаний вернулись к литературы М. Годованец, М. Гаско, М. Доленко, О.Журлива, М. Марфієвич. В октябре 1957 г. был восстановлен в членах Союза писателей репрессированного А. Клюку, а в декабре - В.Мисика.

На общественную жизнь в Украине заметно повлияло новое поколение художников - шестидесятники. Среди зачинателей его были Лина Костенко и В. Симоненко. Они выступали против фальши, елейности в отражении действительности, отстаивали национально-культурное возрождение Украины. Интерес читателей вызвали сборники стихов Лины Костенко “Лучи земли” (1957), “Паруса” (1958), “Путешествия сердца” (1961). Увидел свет первый сборник В. Симоненко “Тишина и гром” (1962), стала одновременно его последним прижизненным книгой. Положительные отзывы в 1962 г. получили первые сборники стихов И. Драча “Подсолнух” и н. винграновского “Атомные прелюды”. К ним присоединилась большая группа творческой молодежи, которая стремилась сломать литературные шаблоны, найти новые изобразительные формы, переступить через одномерное, одноцветная, догматическое восприятие мира. К этой когорте относятся поэты Б. Олейник, В. Коротич, И. Калинец, В. Стус, прозаики Г.Тютюнник, В. Шевчук, Есть. Гуцало, Г. Иванычук, критики И. Дзюба, І.Світличний, Есть. Сверстюк, публицист В. Чорновил и др.

Большой резонанс в республике вызвала работа И. Дзюбы “Интернационализм или русификация?”. На большом документальном материале он обосновал важность и место национального вопрос в послевоенную эпоху, подчеркнул, что оно является одновременно вопросом и социальным, и обще - историческим.

Репрессии 1965-1966 гг., усиление идеологического давления на интеллигенцию вместо желаемого уничтожение инакомыслия дали обратный результат: часть шестидесятников, которые остались на свободе, начали сопротивляться неосталінізмові.

Вторая половина 60-х годов стала эпохой самиздата, прежде всего политической публицистики. Появились произведения “Горе от ума” В.чорновила - сборник документов и биографических сведений о жертвах репрессий 1965-1966 гг.; “Собор в лесах” - литературно-публицистическое эссе Есть. Сверстюка, посвящено морально-этическим проблемам, затрагиваемых в романе А. Гончара “Собор”; антисталинские статьи.Мороза “Репортаж из заповедника имени Берия” и “Среди снегов”. В самиздате публиковались десятки небольших политико-публицистических разведок, писем протеста, литературно-художественных произведений. Во Львове в 1970 г. начал выходить “самвидавчий” журнал “Украинский вестник”, который публиковал запрещенные произведения, подавал информацию о событиях общественно-политической жизни, замалчивались официальной прессой, приводил хронику репрессий против диссидентов. Главным редактором “Украинского вестника” был В. Чорновил, ему помогали Я. Кендзер, М. Косов, А. Антонов и др. В течение 1970-1972 гг. вышло 6 номеров журнала. Появление журнала была важным событием в диссидентском движении; она способствовала его организационной консолидации.

Волна репрессий в 1965-1966 гг. сопровождалась масштабным идеологическим поворотом. Газеты запестрели статьями, направленными против “буржуазной идеологии” и “украинского буржуазного национализма”. Пожорстокішала цензура. ГК КПУ принял ряд тайных постановлений, относительно исправления “идеологических ошибок” в работе некоторых журналов (“Отечество”, “Октябрь” и др.), киностудии им. А.довженко. Длительная скрытая идеологическая “чистка” редакций газет, журналов, издательств, институтов гуманитарного профиля, Академии наук УССР. Все это напоминало сталинские идеологические “чистки” 40-50-х годов.

Однако даже в условиях нового наступления “классово-партийной” идеологии талантливым художникам удавалось создавать высокохудожественные книги.

В 60-80-е годы украинская литература пополнилась произведениями известного писателя А. Гончара (“Тронка”, “Циклон”, “Собор”, “Берег любви”, “Твоя заря”, “Черный яр”), романами М. Стельмаха (“Четыре броды”, “Дума про тебя”, “Правда и кривда”), П. Загребельного (“Разгон”, “Чудо”), В. Дрозда (“Катастрофа”), И. Билыка (“Меч Арея”), В. Земляка (“Лебединая стая”, “Зеленые мельницы”), И. Чендея (“Мартовский снег”). Интерес общественности вызвала творчество романистов исторического направления Г. Иваничука, Ю. Мушкетика, Г. Фе- доріва, Г. Иванченко. Плодотворно работали В. Коломиец, Г. Зарудный и другие драматурги, пьесы которых ставили театры Украины.