РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Вступление
Подготовка научной
изменения - дело довольно сложное. Есть несколько путей, которые позволяют решать данную
проблему. Один из них - организация специальных школ для одаренных детей, которые
отбираются путем различных конкурсов, олимпиад и т. п. В наше время такой
отбор проводится и для обучения в престижных вузах зарубежных стран. Другой
путь - привлечение способной молодежи к научной работе совместно с опытными и
авторитетными учеными в той или иной отрасли науки. Сейчас и в Украине в связи с
дифференциацией уровней подготовки специалистов в вузах по самым высоким
образовательно-квалификационному уровню "магистр" готовят целенаправленно не
только за профессиональным направлением, но и как резерв для использования в
научно-исследовательских учреждениях, на преподавательской работе, в вузах и т.д.
За период обучения в
вузе студент получает огромное количество научно-технической информации,
систематизировать которую и целенаправленно использовать в производственной сфере, где ему
придется работать, он самостоятельно не может. Нужны хотя бы элементарные
знания, которые позволят будущему специалисту целенаправленно применить в
производственной деятельности полученные теоретические знания и практические навыки, которые
будут носить инновационный характер, чего требует Закон о высшем образовании в
Украине от образовательно-квалификационного уровня "Магистр".
Жизнь подтверждает
необходимость раннего начала творческой деятельности молодежи в области научных
исследований, поэтому уже на стадии подготовки магистров после соответствующего отбора
студентов в магистратуру необходимо усвоить основы научных исследований. Именно дисциплина
"Методология научных исследований" на завершающем этапе подготовки
специалистов является одной из основных, поскольку в ней раскрывается роль науки в
современной жизни, методы, способы и техника научных исследований для познания
сложной природы леса. В коротком цикле лекций также приводятся общие
требования гигиены умственного труда, режима и рациональных методов обработки
научной литературы, планирование научных исследований и постановки
экспериментов, оформление результатов научных исследований по требованиям
Государственного стандарта.
Кроме того, в лекциях
отмечается на особенностях научных исследований в условиях леса, детально
рассмотрены требования по оформлению результатов научных исследований для их
опубликования или для использования в магистерской работе.