ЕТНОМЕТОДОЛОГІЯ - теорет. и методол. направление в амер. социологии, т. н. методология постижения смысла через прозирання (проникновения) в смысловые структуры повседневности. Главным теорет. утечкой Е. является феноменология австр. социолога А. Шюца, а также культурная антропология. Термин "Э." в соціол. оборот было введено Г. Гарфінкелем. Методол. и теорет основы етнометодол. направления впервые были изложены в работе Г. Гарфинкеля "Исследования по этно-методологии" (1967). Специфика социальной деятельности, по Г. Гарфінкелем, заключается в том, что смыслы, которые как раз и интересуют социального исследователя, находятся здесь в преобразованных інтерпретативних формах суждений, мнений, т. с. Задача етнометодолога связано с тем, чтобы, работая с этими суррогатами смыслов, попытаться дистанцироваться от них, не выходя за пределы действительности, которую они выражают, и максимально приблизиться к настоящим смыслов. В центре етнометодол. подхода - понятие действия. По мнению Г. Гарфинкеля, действие и контекст обоюдно вырабатывают и определяют друг друга; необъяснимых действий не существует. Все действия типизируются; действие анализируется всегда впервые, то есть всегда через новый контекст; действие нравственно подотчетна; нормы составляют институциональные основы действия.
Эти тезисы подробно объясняются, разворачиваются и иллюстрируются в исследованиях Г. Гарфинкеля, Д. Садноу, А. Сикурела, Д. Циммермана и др. Етнометодол. исследования охватывают все стороны бытия, чтобы выяснить его разнообразную скрытую сущность. Можно условно выделить три главные эмпирические линии (направления) етнометодол. исследований: 1. Исследование социальных структур как "нормального окружения" действия. Линия фокусируется на таких характеристиках ежедневной деятельности людей, как типизация и нормализация их поступков, действий, сознания . 2. Анализ диалога, который имеет два уровня: "чистая" взаимодействие (т. н. светский диалог) и "институциональная" взаимодействие. Внимание исследователя сосредоточено на методах и процедурах, что с их помощью и посредничеством социальные актеры вступают во взаимодействие. 3. Изучение труда. Программа этого направления констатирует существование дескриптивного вакуума относительно соціол. анализа профессий.
А. Шюц в своих феноменол. записках подчеркивал роль сознания как типізуючого фактора и обыденного языка как типізуючого среды. Г. Гарфинкеля, подчеркивая типизации и нормализации как характеристиках обыденного сознания, дал толчок главной линии эмпирических етнометодол. исследований, сферой которой является девиантность и бюрократические процедуры принятия решений. Эту линию представляют труда. Д. Садноу, Д. Циммермана, А. Сикурела, Дж. Дугласа, Дж. М. Аткинсона. Д. Садноу, анализируя деятельность калифорнийских юристов ("Нормальные преступления", 1965), доказывает, что в структурах их сознании доминирует типизированное знания, которым они руководствуются при определении справедливости наказаний, что, в частности, общ. принята типизация преступлений и преступников в значительной мере определяет установление типа ответственности и меры наказания, что ею, в конце концов, руководствуется бюрократия.
Параллельно с работой Д. Садноу в 60-х гг. появилось много исследований, которые свидетельствовали о том, что бюрократическая система амер. общества требует модификации и просмотра. Д. Циммерман доказал, что бюрократия должна быть способной не только к интерпретаций бюрократических правил и процедур, но и к реальной изменения, обновления и что именно это и является преобладающей силой дискреционной власти. Наиболее весомыми среди работ, которые бросали вызов официальной статистике по вопросу оценки социальных явлений, являются труды А. Сикурела о малолетних преступников и Дж. Дугласа, Дж. М. Аткинсона о самоубийцах, в которых доказано, что социальные факторы, которыми объясняются циклические изменения количества самоубийств, могут истолковываться в системах бюрократической типизации и нормализации таким образом, когда обычную смерть следовало бы причислять к самоубийствам. Это, разумеется, будет влиять на статистику смертей и самоубийств. Дж. М. Аткїнсон, анализируя деятельность британского суда, показал, что существуют концепции "типового самоубийства" и "типовой биографии самоубийца". Ими пользуются юристы, которые впоследствии и формируют статистику самоубийц. Исследования фокусируются на процессах нормализации и типизации социальных явлений и опыта, дают результаты, которые выводят социолога на новые уровни понимания повседневности.
Анализ диалога, что составляет особый аспект Е., заметно усилилось течение последнего десятилетия. Главные положения этой линии развернуты Г. Саксом, Е. А. Щеглоффом, Дж,.Джефферсоном. их исследования фокусируются преимущественно на выяснении методов и процедур, с помощью и посредством которых обычные актеры управляют своей інтеракцією. Исследователи применяют социально-натуралистические методы. Е. А. Щеглофф и Г. Сакс отмечают, что соціол. материал они не создают, а только "вытягивают" из обычных жизненных обстоятельствах, - создают же его обычные социальные актеры. Первичная мотивация изучения обычного диалога, как подчеркивает Г. Сакс, была связана с общ. методол. вопросом: существует ли вообще возможность формального отображения взаимодействий, что реально имеют место? Успешное решение этой проблемы усилило заинтересованность непосредственно процессом интеракции.
"Обычный диалог" является "чистой" формой обыденного диалога, ибо он представляет собой не только преобладающее среда взаимодействий в социальном мире, а и преобладающую форму взаимодействий. Что же до более формальных, или "институциональных", типов взаимодействия, то они представляют собой производную от "обычного" (чистого) диалога. Итак, светский диалог представляет первичную практику взаимодействия, что для ее изучения социологи применяют "стратегию оголювання" (взаимо-раскрытие друг другу тех, кто взаимодействует). Изучению обычного диалога посвящены труды Г. Гарфинкеля и Г. Сакса. Интересную концепцию "соседства пар" рассмотрели Е. А. Щеглофф и Г. Сакс, засадною установкой которой является факт спареності некоторых видов диалоговой деятельности (напр., приветствие - прощание), где первая часть предусматривает вторую. Соседние позиции обеспечивают ресурс для между субъективного понимания. Эта концепция приобрела популярность в исследованиях сферы інтеракційної деятельности, в частности в трудах Ц. Гудвина, Дж. Давидсона, А. Померанця, Дж. Джефферсона, Дж. Херіїіжа и др.
На протяжении последнего десятилетия диалоговый анализ начал отличаться от "базовой линии", приближаясь к изучению институциональных установок, исследуя такие социальные роли, как врач - пациент, интервьюер - респондент, социальные классы - суды. Вклад в разработку данной проблематики внесли Г. Гарфинкеля, Дж. М. Аткинсон, Г. Дрю, Е. А. Щєглофф. В их трудах исследуются роль установок в процессе управления и манипулирования частной деятельностью, дисбаланс власти в інтеракційній поведении, механизм создания договорных ограничений и возникновения процессов (напр., легального принуждения), к которым эти ограничения приводят. Конверсаційний анализ в целом сделал свой плодотворный вклад в соціол. науку, подняв общий уровень "соціол. чувствительности" в познании повседневной інтеракцц.
Новейшая отрасль Е. формулируется как "изучение труда". Г.Гарфінкель замечает, что ряд соціол. работ, посвященных изучению проблемы труда, свидетельствует лишь о тенденции быть "у" проблемы, чем в самой проблеме. Чтобы войти в проблему, социальные ученые должны быть способными сделать именно профессиональную практику как будничную фундаментальную деятельность. Здесь существует несколько аспектов: работа в биол. контексте (М. Линч), в духовном ракурсе, или что значит, напр., продемонстрировать матем. теорему (Е.Лівінгстон), или сыграть что-то джазовое (Д. Садноу). Применяется разнообразие методов: текстовый анализ, этногр. технология, вербально-аналит. процедуры и т.д. Г. Гарфинкеля, провозглашая методол. плюрализм, выдвигает требования уникальной адекватности", по которым исследования труда каждый раз требует других методов, адекватных конкретной профессиональной области. Только тогда, по мнению Г. Гарфинкеля, можно достичь максимальной точности в изображении профессиональной специфики. Работы Г. Гарфинкеля, М. Линча, Е. Ливингстона представляют данную линию, содержат разнообразный анализ деятельности ученых, математиков, джазовых музыкантов и т. д. т. н. нелицеприятный основе.
Е. имеет пределы и недостатки, среди которых - натуралистическая ограниченность методов, отсутствие необходимой для наук, исследования дистанции между субъектом и объектом. Как следствие этого - необоснованность критерия "объективности наблюдения". Но нет сомнения в том, что возникновение этого направления в социологии свидетельствует о новом уровне понимания социального взаимодействия и попытки преодолеть ограниченность ее изучения на основе нормативно-детерміністської модели действия.