Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
1. Философия Востока

Философия в Индии в XIX - XX вв.

В истории философской мысли стали выдающимися XIX и XX вв. Мощное влияние культуры Запада, что насаждалось колониальной политикой Англии, привел к тому, что Индия вырвалась из «векового пребывания в прошлом». В условиях, когда традиционные устои жизни оказались разрушенными, а новые еще не получены, возникла потребность в философском осмыслении культурной ситуации, в выборе ориентиров мировоззрения, позволяющих Индии преодолеть критическую ситуацию. Произошли изменения. Изменения, происходящие в политической, социально-экономической жизни, нашли отражение в истории философской и социальной мысли Индии и названы философским ренессансом. Индийские историки философии нередко делали параллели между идейными стремлениями основоположников ренессанса и духовными исканиями мыслителей Возрождения, Реформации и Просвещения в Европе. Сопоставление, достаточно обоснованы в индийской мысли XIX ст., оказались спрессованными в одно: черты духовных формообразований, которые в Европе представлены отдельными эпохами. Именно в Индии происходят: непосредственное обращение к памятникам классической древности, минуя средневековые наслоения, во-первых; реформация традиционного индуизма, во-вторых; вера в великую очистительную и освободительную роль Разума и Науки, особые черты индийского ренессанса. Цель теоретиков ренессанса заключается в борьбе против духовного порабощения Индии, за восстановление полной славы и величия прошлого. Радикальные идеи, как правило, приобретали религиозных форм.

Выдающиеся философы XIX - начала XX вв. - основатели религиозных объединений (ашрамов) реформаторского типа: Рам Мохан Рай, Свами Даянанда Сарасвати, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош. Теория и практика реформаторских объединений, что явно не вязалось с традиционным индуизмом, тесно переплеталась с модернизацией Веданты, духовная монополия которой после завоевания Великобританией значительно подорвана в Индии.

Основанное в 70-е годы XIX в. Свами Даянандою общество Арья самаджа провозгласило веды и Веданту средоточием человеческой мудрости и, следовательно, воплощением сути мировой цивилизации. Особенно настойчиво утверждалась мысль о том, что якобы веды, а следовательно, и Веданта, включают всю совокупность современных и даже будущих человеческих знаний, в том числе все достижения научной и технической мысли. «Религией будущего просвещенного человечества» назвал Веданту известный философ Свами Вивекананда, подчеркивая, что Индия нуждается именно в практической Веданты. Слившись с идеями национально-освободительного движения, модернизированный ведантизм распространился в интеллектуальных кругах индийского общества. Гуманистические поиски неоведантизму нашли широкий отклик на Западе . Социальный и культурный прогресс Индии поддерживала передовая общественность Запада, выдающиеся ученые и просветители - от Эмерсона и Торо Генри Гессе, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Отто Хаксли и Ромена Роллана.