ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.5. Психологические свойства человека

 

1.5.1. Память

 

Память - это комплекс процессов, происходящих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и припоминание или актуализацию того, что сохранилось.

Память - это психофизиологический процесс сохранения и воспроизведения информации. Выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память.

Кратковременная память сохраняет информацию во время ограниченного, как правило, небольшого, промежутка времени.

Долговременная память рассчитана на длительное, заранее не определен, срок хранения информации.

Оперативная память занимает промежуточное состояние. Она рассчитана на сохранение материала во время ранее заданного срока.

Различают также зрительную, двигательную, эмоциональную память, тактильную, обонятельную, вкусовую и др.

Средний объем кратковременной памяти ограничен: это 2 - 7 единицы интегрированной информации. Особенностью этой памяти есть смещение, когда при перенасыщенности памяти человека поступающая информация частично вытесняет ту, что там хранится. Благодаря кратковременной памяти человек может обработать значительный объем информации, уничтожить ненужную и обеспечить запоминание в долгосрочной памяти необходимого материала. В долговременную память информация поступает через кратковременную, выступает как бы в роли фильтра, который осуществляет строгий отбор важного (с точки зрения человека) материала. Свойством кратковременной памяти является возможность при определенных условиях расширить ее временные рамки (сосредоточение воли, умственная активность, непрерывное повторение слов, цифр).

Долговременная память имеет содержательную организацию. Она имеет практически безграничный объем, но ограниченные возможности произвольного упоминания сообщений, которые в ней хранятся.

В операторской деятельности процессы кратковременной и долговременной памяти практически происходят параллельно и взаимосвязано.

Припоминание осуществляется в виде воспроизведения и узнавания. Воспроизведение происходит при отсутствии запоминающегося материала, а узнавание - при его повторном предъявлении в новых условиях.

Память зависит от определенных отделов больших полушарий головного мозга. Отделы мозга, отвечающие за определенный вид памяти, связанные между собой замкнутыми цепочками нейронов. Лобные и височные доли коры головного мозга, пораженные травмой, ухудшают память общем, больной способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Неоднократное повторение откладывает информацию в памяти. В зависимости от того, что человек запоминает, выделяют разные виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную, словесную, слуховую, зрительную.

Двигательная память лежит в основе обучения движениям, выработки бытовых, спортивных и трудовых навыков, навыков письма.

Образная память помогает запомнить и воспроизвести в воображении лица людей, картины природы, запахи, звуки и мелодии.

Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства, сострадание другому человеку. Запоминанию способствуют биологически активные вещества, которые выделяются во время эмоционального возбуждения.

Словесная память заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении прочитанного, услышанного или сказанного.

Слуховая память то возможность контролировать работу механизмов и машин, воспринимать аварийные звуковые сигналы.

Зрительная память обеспечивает запоминание технологических операций, которые требуют особого внимания. Память бывает длительная и кратковременная.

Долговременная память используется для запоминания на длительное время сведений, связанных с профессией и необходимых в быту.

Кратковременная память служит для запоминания на короткое время (запись лекций).

Произвольная (логическая) память характеризуется наличием специального задания: запомнить для того, чтобы потом воспроизвести. Запоминание представляет собой специальную действие, направленную на сохранение человеком определенной информации в определенном виде и на определенное время. Все виды памяти взаимосвязаны.

Объем памяти - это количество информации, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного предъявления.

Точность воспроизведения - это степень соответствия воспринятого материала воссозданном.

Забывание - закономерный процесс, который оберегает память от избыточной, ненужной информации, освобождает место для восприятия новой, необходимой; забывание - это не потеря знания, а утрата способности вспомнить. Основное средство против забывания - повторение.

На развитие и качество памяти влияют физическое и психическое состояния человека, его тренированность, профессия, возраст. Память ухудшается с возрастом.

К 20 - 25 лет память улучшается и к 30 - 40 лет остается на одном уровне, затем способность запоминать и вспоминать постепенно спадает. Лучше повторять чаще и понемногу, чем реже и много. Лучше воспроизводится материал следующего дня. Повторять следует через 2 - 3 дня, а не сразу. Лучше повторять дважды внимательно, чем десять раз невнимательно. Важно чередовать сложный материал более доступным, интересный с менее интересным.

Новый материал следует записывать, повторять мысленно, лучше вслух.

Самым эффективным является запоминание перед сном, потому что сон закрепляет результаты запоминания. Успешность запоминания зависит от мотивов, интереса, эмоциональности внутреннего мира. Считают, что плохая память - это плохо организованная память.

На продуктивность памяти влияют как субъективные, так и объективные причины.

Субъективные причины: природная способность воспринимать и запоминать информацию, метод запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, эмоции, состояние организма.

Объективные причины: характер материала (логичность, связность, понятность, наглядность, рифмованість) и количество материала и внешние условия.

На запоминание и вспоминание информации значительно влияют эмоции.

Существуют эффективные методы тренировки памяти. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на управлении воображением, четвертые - на развитии у человека способностей осмысливать и структурировать запоминания материала, пятые - на активном использовании в процессах запоминания и припоминания специальных методов и действий.



НазадСодержаниеВперед