Расцвет Киевского государства во времена княжения Владимира Великого (980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
После смерти Святослава, который не оставил завещания, между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба. Младшие братья Олег и Владимир не желали признавать единовластным верховным князем старшего - Ярополка. По происхождению Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы Ольги (Малуши), дочери Малка Любечанина, из рода которого вышло много известных политических деятелей.
Решив заставить братьев признать свое превосходство, 977 г. Ярополк отправился с войском на Овруч, где правил Олег. Войско Олега было разгромлено, сам он погиб. Владимир бежал в Скандинавию, где нанял жену и 978 г. вернулся на Русь. Сначала Владимир захватил Полоцкое княжество, где, расправившись с местным князем Рогволодом, принудительно вступил в брак с его дочерью Рогнедою. После этого он пошел с войском на Киев. Ярополк заперся в стольном граде, потом испугался и убежал к небольшой крепости Родни, где был убит варягами, служили Владимиру.
Взойдя на киевский престол в 980 г. и сосредоточив в своих руках безраздельную власть,
Владимир Великий (980-1015 гг.) начал новую эпоху в истории Киевской Руси.
Прежде всего он окончательно подчинил власти государственного центра крупные союзы восточнославянских племен - хорватов и дулебов (981 г.), радимичей и вятичей (981-984 гг.). Власть племенных князей и вождей в своих землях оставалась еще очень сильной: они неохотно отдавали часть дани в пользу Киева, сами осуществляли судопроизводство, молились каждый своему языческому богу. Владимир ликвидировал племенные княжества, разделил государство на восемь округов, которые, в свою очередь, делились на волости. Во главе округов стояли наместники князя (его сыновья или доверенные люди из числа старших дружинников), которые управляли, собирали дань и вершили суд от княжеского имени. Им подчинялись чиновники в волостях.
Важные изменения произошли и в военном деле: Владимир отказался от опоры на племенные военные формирования. Он раздавал земельные уделы выходцам из других, часто удаленных, земель, с правом угнетение местного населения, обязывая их нести военную службу и обеспечивать оборону государства.
Следовательно, при княжении Владимира процесс территориального становления Киевской Руси в основном уже завершился, обособленность местной племенной верхушки было окончательно сломлено и началось возвышение Руси как целостного общества и государства. За площадью Русь стала крупнейшим государством в Европе.
Владимир начал чеканить собственные монеты, серебряные и золотые, на которых с одной стороны было его изображение, а с другой-трезубец и надпись: «Владимир на столе, а се его серебро». Так, трезубец с родового знака князей превратился в государственный символ.
В годы княжения Владимира усилилось «разбой» - протест населения, которое в процессе феодализации теряло земли. Для защиты новых землевладельцев князь ввел новый закон, так называемый «Устав земляной». Сначала он предусматривал смертную казнь, которую позже заменили конфискацией имущества разбойника в пользу государства. Непосредственно ответственность за сопротивление установлению феодальных порядков несла и крестьянская община - вервь.
Самым главным достижением Владимира является, без сомнения, введение на его необозримых землях христианства как государственной религии. Христианская вера появилась в причерноморских степях уже в первых веках новой эры и скоро дошла до Киева. За князя Игоря часть княжеской дружины была уже христианской и составляла присяге в церкви Святого Ильи в Киеве. До Владимира княжеский престол уже занимали князья-христиане - Аскольд, Ольга, брат Владимира Ярополк.
В начале правления Владимир попытался укрепить языческую веру. Был создан пантеон главных богов. В Киеве были установлены идолы языческих богов Перуна, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, и Хорса, Мокош. Однако укрепить единство государства под княжеской властью с помощью язычества не удалось, потому что верховный бог не воспринимался людьми как обладатель других богов: дружинник больше чтил Перуна, коваль - Сварога, купец - Велеса. Язычество тормозило общественно-политическое и культурное развитие.
«Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители трех религий - ислама, иудаизма и христианства - и каждый предложил Владимиру принять свою веру. Руководствуясь прежде всего политическими и экономическими интересами, Владимир выбрал христианство. Вся Европа в то время была уже христианская и проявляла пренебрежение к язычеству. Чтобы войти в круг европейских народов, необходимо было признать христианство.
Решение Владимира принять христианскую веру летопись связывает с его браком с византийской принцессой Анной. в 988 г. князь с войском взял в осаду Корсунь (Херсонес) и потребовал от императора Василия II, чтобы тот отдал ему в жены свою сестру Анну. Положение для императора было безвыходным, и он согласился при условии, что Владимир примет христианство. Так Владимир был крещен в Корсуни. Вернувшись в Киев, он приказал уничтожить языческих идолов. Статую Перуна привязали к конскому хвосту, стащили с горы и бросили в реку. Потом Владимир начал обращение киевлян в христианство. Священники, пришедшие из Царьграда и Корсуня, крестили жителей Киева в притоке Днепра - реке Почайне. Дата крещения киевлян остается противоречивой. Но традиционно датой принятия христианства на Руси считается 988 год.
Христианизация Руси оказала огромное влияние на экономическую, социально-политическую и культурную жизнь страны.
Крестившись 988 г., Владимир энергично взялся распространять новую религию, приказал строить церкви. В Киеве на прежнем Перуновому холме 988 г. была построена церковь Святого Василия, а в течение 989-996 гг. было построено монументальную каменную церковь Богородицы, на содержание которой князь назначил десятую часть доходов со своих земель, за что церковь получила название Десятинной. Киев стал столицей первой митрополии. Каменная архитектура, иконопись, фресковая живопись, церковное хоровое пение возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь приобщилась к традициям античного мира.
Вероятно, Владимир не желал иметь слишком большое влияние Византии, ведь два государства традиционно соперничали, и даже крещение Владимира происходило на фоне военного конфликта между ними. В 989 г. Владимир завоевал Корсунь и Русь установила церковные связи с Болгарией, духовенство которой могло легче найти общий язык с населением. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку кириллицу и перевели на славянский язык богослужебные книги. Русь получила славянскую письменность, что способствовало распространению образования. В XII в. начали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, которые превратились в культурные и научные центры. Русичи приобщались к мировой культуры, книжности и искусства, образования и научных знаний.
Принятие христианства укрепило международное положение Киевской Руси. До недавнего времени «варварская» государство на равных вошла в семью европейских христианских народов. Свидетельством этого были многочисленные династические браки, заключенные киевскими князьями в XI в. с королевскими династиями Западной Европы. Связь с Европой обусловил стремительный историческое, общественное и культурное развитие Киевской Руси. Однако крещение по византийскому образцу обусловило будущие конфликты с соседями-католиками.
Вряд ли было бы правильно считать христианство исключительным фактором появления всемирно известных достижений культуры Киевской Руси, однако именно церковь взяла на себя роль организатора этого процесса. Христианская церковь принесла на русские земли свою сложившуюся в течение веков систему внутренней организации - церковную иерархию, которая повлияла на формирование феодальной государственной иерархии на Руси.
Новая идеология помогала укреплению государственности, законодательства, административной системы. Значительная часть историков замечает: выбор православия обусловлен и тем, что восточный вариант христианства вел к абсолютизму, ибо подчинял церковь светской власти. Император, как отмечалось в одной из византийских церковных хроник XII ст., является для церкви высшим господином и хранителем веры».
Христианская мораль повлияла на формирование русского писаного права, что выразилось в смягчении наказания за преступления, стабилизировала общество, проповедуя смирение и покорность.
Крещение Владимиром Руси не было єдиномиттєвим актом. Христианство входило в сознание и быт населения постепенно, вытесняя дохристианские языческие верования, а обычно и сочетая византийские, западноевропейские и старые языческие местные черты обрядности. Своеобразное сочетание племенных языческих культов славян и христианской веры обусловило региональные различия в культуре восточнославянских народов, способствовало формированию оригинальной праздничной обрядности, самобытных черт психологии, системы народных обычаев.
Смерть Владимира Великого (1015 г.) стала поводом к жестокой борьбы между его сыновьями за власть (табл. 6).
Таблица 6
Борьба за власть между сыновьями Владимира Великого
1015 г. | • После смерти Владимира Великого власть в Киеве захватил его приемный сын Святополк, убив своих сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава • Старший сын Владимира Ярослав, разгромив в битве под Любечем Святополка, утвердился на киевском престоле • Святополк бежал в Польшу |
1018 г. | • В союзе с польским королем Болеславом И Храбрым войска Святополка заняли Киев, победив Ярослава в битве на Западном Буге • Ярослав бежал в Новгород |
1019 г. | • Святополк, лишенный помощи поляков, потерпел поражение в решающей битве с Ярославом на реке Альте под Переяславом • Ярослав вернулся к власти в Киеве |
1021. | • Ярослав победил в битве своего племянника Полоцкого князя Брячеслава, который захватил Новгород |
1024 г. | • Ярослав потерпел поражение в битве под Лиственом от брата Мстислава и был вынужден заключить с ним союз • В соответствии с соглашением между Ярославом и Мстиславом Русь была поделена по Днепру: Левобережье |
| с Черниговом отошло Мстиславу, а Правобережье с Киевом осталось за Ярославом (речь шла не о расколе государства, а о разделе сфер влияния и властных полномочий) |
1036 г. | • Смерть Мстислава • Ярослав заточил своего брата - Псковского князя Судислава, который провел в заточке 24 года • Окончательное утверждение єдиноосібного правления Ярослава |
Длительное княжение
Ярослава (1019-1054 гг.) считают вершиной экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Как и его отец, Ярослав расширял границы своих и без того огромных владений. В течение 1030-1031 гг. он вернул захваченные Польшей червенские земли (Забужье). В результате походов на север присоединил к Руси финские племена чуди, овладел городом Юрьев над по чудскому озеру. 1036 г. Ярослав окончательно разгромил печенежские орды. Заботясь об укреплении южных границ Руси, Ярослав продолжал начатое Владимиром строительство на границах со степью огромных длинных защитных сооружений, названных «змиевыми валами».
Во внешней политике Ярослав отдавал предпочтение дипломатическим методам налаживания связей с различными странами, подкрепляя их династическими браками (рис. 1, с. 674). Ярослава называли «тестем Европы».
В годы правления Ярослава Мудрого был составлен написанное свод общепринятых в те времена законов Киевской Руси в единую «Русскую Правду». Она была правовым кодексом государства, впервые определявший права человека. Этот сборник законов воспроизводила тогдашние общественные отношения, закрепляла имущественное расслоение, господства князей и бояр над простым людом. Так, размер штрафов за преступления зависел от статуса потерпевшего, за убийство огнищанина (управителя княжеского имения) налагался штраф в 80 гривен, а за убийство простого крестьянина смерда - 5 гривен.
Особенно прославился князь строительством церквей. В то время «златоверхий» Киев имел более 400 церквей. Среди них возвышались Десятинная церковь, монастыри Георгия и Ирины, церковь Василия. И настоящим чудом тогдашнего христианского мира считается Софийский собор (1037 г.). Собор украшала великолепная мозаика и разноцветные фрески, которые и сегодня принадлежат к шедеврам мирового искусства. Архитектура Софийского собора очаровывает совершенством, изысканностью форм и пропорций.
Свидетельством княжеской заботы о церкви стало то, что в 1051 г. Ярослав впервые назначил киевским митрополитом русина Илариона, вопреки воле константинопольского патриарха, чтобы иметь свою независимую церковь в могущественном государстве. Иларион - знаменитый книжник, автор первого древнерусского философского сочинения «Слово о Законе и Благодати». Многие историки считают, что он был автором летописи.
Дипломатические и торговые связи Руси с Византией и другими странами требовали высокого образования русичей с обязательным знанием греческого и латинского языков. С этой целью в 1037 г. Ярослав открыл в Софии Киевской школу высшего типа. Учились в ней дети высшей знати: будущий митрополит Иларион, дети самого Ярослава, а также знатных иностранцев - претендентов на короны королей. Среди них в разные времена учились дети английского короля Эдмунда, венгерский королевич Андрей, наследник датского престола Герман, сын норвежского короля Олаф и другие. В школе, наряду с богословием, изучали философию, риторику, историю, греческий язык, географию и естественные науки. Выпускники школы владели иностранными языками, были знакомы с произведениями античных, византийских и западноевропейских авторов. Венцом образования считалось овладение ораторского искусства. Это был первый отечественный вуз, который появился раньше, чем первые такие заведения в Западной Европе.
Благодаря поддержке князя быстро перестраивались старые и возникали новые города, что имело большое значение для укрепления границ государства. «Страной городов» называли Русь иностранные купцы и путешественники. Их поражала красота и величие Киева, который по размерам уступал только Константинополю и арабской Кордове. За время княжения Ярослава площадь стольного града Руси выросла в семь раз. Изысканностью архитектурных форм, привлекательностью ремесленных изделий, количеством торжищ отличались и такие древнерусские города, как Гадяч, Чернигов, Переяслав, Новгород, Суздаль, Полоцк. Более трехсот городов насчитывают в Киевской Руси отечественные летописи. К этому следует добавить многочисленную группу безымянных древнерусских крепостей и замков, укрепленных поселений, открытых археологами. Древнерусские города были центрами ремесла и торговли, центрами политической и культурной жизни, здесь были сосредоточены органы государственной власти и церковного управления.
Основу продуктивного населения городов составляли ремесленники. Большим спросом пользовались изделия ювелиров, кузнецов, оружейников, гончаров, иконописцев и других мастеров. В Киевской Руси существовало около сотни ремесленных специальностей. В древнерусских городах шла бойкая торговля. Авторитета и широкого признания не только на Руси, но и далеко за ее пределами приобрели древнерусские купеческие организации. Торговые дворы и целые улицы древнерусских купцов успешно процветали в Константинополе, в шведском городе Сігтуні, в столице Волжской Болгарии - городе Булгаре на Каме и в других международных центрах. Каменные дома купцов из Египта, Арабского халифата, Кавказа, Италии, Скандинавии, Польши и Венгрии стояли и на площадях Киева. Разместившись посередине днепровского водного пути «из варяг в греки», Киев стал одним из мировых центров торговли.
В княжение Владимира и Ярослава родоплеменная государство окончательно переросла в ранньофеодальну, а ее дружинная форма обернулась на монархическую. Постепенно, по мере того, как князья и знать захватывали земли общин, состоял класс феодалов-землевладельцев. Земля, как главное богатство и источник благосостояния, находилась в собственности феодалов во главе с князем, который удерживал бояр и дружину. В летописях первые упоминания о княжеское землевладение датируются концом XI в. От XII в. начинает вводиться большое индивидуальное земельное владение бояр. Его возникновение знаменовало дальнейшее развитие феодальных отношений и повлияло на структуру государства и характер власти.
С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, образования и научных знаний. Его можно с полным правом назвать основателем книжности и учености на Руси. У князя была одна из крупнейших на то время и первая в стране библиотека. В древнерусских землях возникало немало школ, в которых детей учили грамоте. Средоточием знаний стал Киево-Печерский монастырь, основан в 1015 г. При Ярославе был заключен первый летописный свод, развивались литература и переводились книги иностранных авторов.
Благодаря мудрой и дальновидной политике во всех отраслях государственной жизни Ярослав вошел в историю с именем «Мудрый», а неизвестный автор, что сделал запись о смерти этого выдающегося деятеля на стене Софии Киевской, назвал его «царем». Итак, времена княжения Ярослава Мудрого сказались завершением строительства Древнерусского государства, укреплением ее границ, интенсивным строительством городов, подъемом ремесла, сельских и городских промыслов, внутренней и внешней торговли, значительным культурным развитием. Все это усиливало славу и авторитет Киевской Руси в средневековом мире.