Автономизация - процесс, связанный с приобретением статуса самоуправляющейся территории. На практике осуществляется как политическое движение в направлении реализации права на самостоятельное решение субъектом автономии - национально-этнической общиной, административно-территориальной или национально-территориальной единицей вопросов, относящихся к внутренней компетенции этого субъекта. А. не ограничивается исключительно вопросами национально-территориального или административно-территориального устройства. Она охватывает широкий круг проблем, которое может касаться также и негосударственной сферы общественно-политической жизни, в частности общественных организаций, национально-культурных союзов, церковных объединений. Поэтому статус автономии может стать целью не только национального, но и общественного и церковно-религиозного движения. Конечной целью А. может быть предоставление права на самоуправление как расово-этническим, языковым, так и территориальным и церковно-религиозным общинам и объединениям.
В политической науке А. рассматривается как движение или процесс борьбы, в основе которого - исторические, географические и национальные особенности территориальных, культурных и конфессиональных образований, стремящихся сохранить национально-историческую и культурную идентичность. В этом смысле А. можно рассматривать как легитимное средство, направленное против политики или тенденции, которая способствует ассимиляции или подчинению одних этнонациональных групп другим. Движение за А. означает широкую самостоятельность автономных образований в решении вопросов экономики, управления, социального и культурного развития территорий. А., как правило, осуществляется в рамках единого государства и связана с изменением формы государственного устройства, например, трансформацией унитарного государства в федеративное. Широким проявлением А. является движение за создание государственных образований в пределах определенной территории, но в составе единого государства.
Однако наиболее распространенным является разновидность А., связан с политико - правовым характером организации власти. В этой связи, в зависимости от цели и задач, их выдвигают "автономисты", выделяют несколько разновидностей автономных образований: национально-территориальную, национально-культурную, национально-персональной и территориальной автономии.
Национально-территориальная автономия осуществляется в двух формах: политической и административной. Они отличаются друг от друга характером и объемом прав, компетенции и полномочий субъектов автономии. Так, национально-территориальная автономия характеризуется наличием собственной конституции, высших органов государственной власти, за исключением судебной т.д. Что же касается территориальной автономии, то она охватывает лишь сферу управления, а ее права и компетенция определяются высшими органами государственной власти, в составе которой находится то или то автономное образование. Если с этой стороны взглянуть на Украину, в составе которой находится АВТОНОМНАЯ республика Крым, то ее статус сочетает в себе как элементы национально-территориальной, так и сугубо территориальной автономии. Несмотря на то, что Конституция Украины четко определяет этот статус, такие его признаки, как наличие Конституции АР Крым, Верховной Рады АР Крым, Совета министров АР Крым дают основания считать, что она имеет типичные признаки национально-территориальной автономии. Вместе с тем единство судебной системы страны, юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны, политическая, правовая и административная подчиненность решений и действий органов власти АР Крым законодательным и исполнительным органам власти Украины, а также конституционно фиксированный статус государственного устройства страны как унитарного государства свидетельствуют, что уровень автономии Крыма ограничивается рамками децентрализации управления. Это дает основания рассматривать ее как типичное автономное образование территориального типа. Исходя из этого можно утверждать, что Украинское государство представляет собой неклассический разновидность государственного устройства, где в условиях унитарного устройства существует автономное образование, которое сочетает элементы национально-территориальной и чисто территориальной автономий.
Учитывая весьма разнообразный етнодемографічний состав АР Крым и усложненность этнополитических отношений на полуострове, обусловленных репатриацией ранее депортированного народа - крымских татар, политическая элита которых стремится возрождение утраченной государственности на автономных началах в составе Украины, можно сделать предположение, что процесс А. Крыму еще не завершено. Открытым остается вопрос, какой формы наберет этот процесс: будет в пределах АР Крым создан еще одну субавтономію крымскотатарского народа на национально-территориальных началах или нет, покажет время. Но не вызывает сомнения то, что есть политические силы, которые консолидируются вокруг этого лозунга.
Исторический опыт автономизации показывает, что в одних случаях это прогрессивное явление, тогда как в других, наоборот, - регрессивное. Прогрессивным можно считать политическое движение за А., обусловлен потерей теми или иными народами, например, вследствие колониальных войн своего национального суверенитета. Регрессивным же есть случай, когда в пределах государства с демократическим политическим режимом и унитарным характером государственного устройства инспирируются радикальные политические объединения, консолидированные на идеях сепаратизма и этнократии. Это грозит возникновением острого этнополитического конфликта, что нередко приводит к потере государственной целостности. Примером таких движений А. является сегодня Чечня - в Российской Федерации, Косово в Югославии, Абхазия и Южная Осетия - в Грузии.
Украина во второй половине XVII ст., потеряв национально-государственную целостность, сначала в виде Гетманщины - Левобережной Украины превратилась в автономию, а впоследствии была инкорпорирована в состав Российской централизованной империи в конце XVIII ст. Вследствие этого, начиная с 20-х годов XIX в. и заканчивая национально-освободительными процессами, возглавляемыми Центральной Радой в 1917 г., движение по А. был ведущим политическим мотивом для украинских демократов. И лишь после неудач достичь этой цели политическая идея А. трансформировалась в идею борьбы за политическую независимость и государственную самостоятельность, которую удалось реализовать мирным демократическим способом в 1991 г.
Нольде Б. Автономия Украины с исторической точки зрения. - К., 1995; Корниенко Г. Областная (региональная) автономия: федерализация или децентрализация? // Укр. право. - 1996. - № 1.
Л. Шкляр