Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС
Конспекты уроков

И семестр

 

Урок 14. НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

Цель: познакомить детей с народными танцами разных стран. Развивать эстетические вкусы детей, прививать им любовь к украинской народной музыке, уважение к народной музыке других стран.

 

Вступление

Народные танцы в каждой стране имеет свои определенные особенности, что зависит от менталитета народа. Итак, продолжаем нашу танцевальную путешествие.

 

Народные танцы

Каждый народ имеет свои танцы, которые являются своеобразной визитной карточкой страны. Так, самыми известными являются польские танцы - полонез, мазурка, краковяк, венгерский - чардаш, грузинский - лезгинка, испанские - болеро и фламенко, русские - барыня, камаринська, кадриль.

Полонез - это торжественный танец-шествие, который выполняется в умеренном темпе. Сначала это был народный танец, которым начинались сельские праздники. Он также выполнялся во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инструментальным ансамблем, который иногда состоял только из скрипачей. Позже полонезом по традиции начинали баллы, подчеркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Всем известный венгерский танец чардаш. Он состоит из двух частей.: Медленной, патетичної и быстрой, стремительной. Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины одеты в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерной формы.

Чрезвычайно темпераментной является грузинская лезгинка. Образы, которые использует в ней танцоры поражают воображение даже искушенных зрителей. Девушка двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Парень двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темпы, которые девушка должна учитывать, меняя темп исполнения своего танца.

Необычайно колоритны за своими мелодиями и особенно ритмами народные танцы Испании, в частности болеро. Этот темпераментный танец исполняется в сопровождении гитары и кастаньет.

Известными русскими танцами есть барыня, камаринська, кадриль. Характерной особенностью русского танца является вождение хороводов. И это не случайно. Круг, его круговая композиция - подобие солнца - берет начало из старинных обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца Яриле.

 

Слушания. Витторио Монти, «Чардаш» для скрипки и фортепиано

Анализ прослушанного произведения

Какой характер танца? Сколько частей в произведении? Какие по характеру эти части? Из данных слов выберите тв., которые характеризуют чардаш: вспыльчивый, бурный, мечтательный, медленный, быстрый, маршоподібний.

 

Слушания. А. хачатурян, лезгинка из балета «Гаянэ»

Сравните прослушаны танцы. В чем их особенности? Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают их характерные черты?

Сведения о композиторе

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) - армянский композитор, дирижер, педагог. До 19 лет он не знал нотной грамоты, не слышал симфонического оркестра, не посещал оперных и балетных спектаклей. Но музыка постоянно звучала в его семье. С малых лет Арам слушал искусный пение отца под аккомпанемент народных инструментов, родные армянские песни, которые пела мать. Мальчик не мог не полюбить музыку. Впечатления детства, тонкое чувство и привязанность к народной музыке Кавказа - через много лет все это проявилось в его творчестве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, писал музыку в различных жанрах. В наследии композитора - балеты «Гаянэ» и «Спартак», инструментальные концерты, пьесы для виолончели и фортепиано, музыка к кинофильмам.

 

Демонстрация французской народной песни «Танец утят»

Разучивание французской народной песни «Танец утят»

 

1. Я веселый утенок,

Потому что танцую я каждый день

И пою я каждый день:

«Кря-кря, кря-кря!»

Посмотрите, бегемот,

Огромный бегемот

Очень раскрывает рот:

«Кря-кря, кря-кря!»

 

Припев:

Радостно вокруг,

Беззаботно нам.

Иди к нам в круг

И стань маленьким ты утенком!

 

2. Следует за мной, раз-два-три.

Мой танец ты повтори,

Все движения повторы,

Вот так, вот так.

И качается трава,

Нашу песенку поет,

Очень весело поет:

«Кря-кря, кря-кря!»

Припев.

 

Выполнение норвежской народной песни «Волшебный смычок»

 

Итоги урока

Вот и завершили нашу интересную танцевальную путешествие. Танец, как и песня, является олицетворением народа, его духа, чувств.

 

Домашнее задание (по желанию)

Просмотрите примеры африканских и японских народных танцев в Интернете и определите их характерные особенности.