Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ

 

 

§ 3. Философствования и философия

Философские знания как результат философствования

 

И диалектический и метафизический способы мышления имеют свои преимущества и недостатки, имеют право на жизнь, что они и подтвердили на протяжении длительной истории философии. В конце концов, как уже, наверное, заметил читатель, вся философия сотканная из определенных философских взглядов на тот или иной вопрос (онтологическое, гносеологічне, антропологическое т.д.; а еще есть аксиологические, социологические и другие вопросы, но о них позже). Эти взгляды спорят и полемизируют друг с другом, взаємообмежують друг друга, высвечивая свои положительные качества и недостатки. Все это отражается в массивах накопленных философских знаний.

Со времен Сократа дискуссия и полемика философских течений, общее различия философов между собой служили даже аргументом против возможностей самой философии. Ведь каждая оригинальная система философских знаний отличается от других, расходится с ними, противоречит им и сама содержит в себе внутреннюю противоречивость и несовершенство. И это при том, что каждая имеющаяся течение стремится воссоздать безусловное и абсолютное.

Однако, если стремление к познанию безусловной истины укоренено в самой сущности нашего разума, если философия и философствования необходимы, если умогляд нужен, то почему это стремление не может достичь своей цели, почему философия не может быть единственной, как сама истина, единственной хотя бы в том понимании, в котором можно признать единство естественно-научного знания? Почему философские знания, в отличие от науки, вечно распадаются на множество учений, противоречащих друг другу, и в чем смысл этого противоречия?

В каждом истинно философском учении, несмотря на все его индивидуально-временные особенности, отображается тот или иной образ истины; и в многогранной призме человеческого ума ее свет, преломляясь, разлагается на большое множество лучей. Однако философия не довольствуется отдельными лучами, она стремится и ищет целого даже там, где принимает за целое его частичное отражение. Этот поезд до целого есть жизненный нерв философии, источник ее творческих замыслов, ее веры и одновременно скептицизма, ее постоянных сомнений, постоянной критики всего, что достигнуто. Вдохновленная этим поездом, истинная философия показывает нам относительность, ограниченность наших знаний и в гой же время объединяет, осмысливает и осознает их самой идеей целого, выводит нас из наших иллюзий, разрывает путы предрассудков и пересудов, снимает оковы духовного рабства, указывает путь к истинной свободы. Этим определяются роль философии и задачи ее изучения. Понятно, что она должна изучаться в ее действительности, в ее истории. Вступить в сферу философии можно только через ее историю. Нам нужно учиться понимать философию не как некую отдельную философскую доктрину, а как процесс создания и взаємодіалогу множества философских учений, как процесс творческого синтеза человеческих знаний, анализа познавательных усилий и моральных явлений, как критику, сомнения, возражения. В таком изучении мы найдем ответ и на тот вопрос, к которому побуждают нас различия и противоречия отдельных учінь: эти различия и противоречия отдельных философий свидетельствуют об истинности самой философии в них, о ее подлинность, неподдельность и самодостаточность. Изучая их, мы удостоверимся в том, что эти различия и противоречия не случайны и не зависят от особенностей умственного склада отдельных мыслителей, но коренятся в самой природе человеческого разума, в природе мира, взаимоотношений мира и человека.