Раздел
ХИ
Культура Украины в
условиях кризиса
советской системы
В начале 60-х годов наметилось
значительное сокращение темпов развития народного хозяйства СССР. Так, в
промышленности за семилетку (1958-1965 гг.) они составляли лишь 9 %, тогда как
в течение 50-х годов равнялись 12 %. Стало очевидным, что советская социально-экономическая
и политическая система стала исчерпывать возможности своего развития.
ОБРАЗОВАНИЕ
Реформирования общества, что
произошло после ХХ съезда КПСС, сказалось и на состоянии образования. Эту сферу, которую
партия рассматривала как часть своей идеологической системы, периодически пытались
реформировать. В конце 1958 г. был опубликован закон “Об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”, который был
продублирован Верховной Радой Украины в апреле 1959 г. В соответствии с этим законом
семи - и десятилетние школы были преобразованы в восьмилетние (обязательные) и
одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические с производственной практикой, что напоминало предыдущие унифицированные
трудовые школы. Выпускники средних школ, за исключением 20 % лучших учеников,
обязаны были поработать по крайней мере два года перед поступлением в вуз. В
связи с этим внимание уделялось расширению среднего образования, строительству новых
школ, укреплению материально-технической базы. В 1965/66 учебном году в
республике насчитывалось 34,6 тыс. общеобразовательных школ. Более 80 % школ
осуществляли обучение на украинском языке. Однако этот закон дал возможность выбирать
язык обучения детей родителям, что фактически было использовано для русификации
украинской школы.
С 1966 г. началось внедрение
общеобязательного среднего образования. Одновременно усиливается централизация
управления образованием, в 1969 г. было создано Министерство просвещения СССР, на которое
положены основные функции Министерства образования УССР, существенно урезав его
автономию. Далее политизировался учебно-воспитательный процесс.
Большое внимание уделялось созданию
школ и групп с продленным днем, а также расширению сети школ-интернатов.
Так, в 1964/65 учебном году школами с продленным днем было охвачено более
517 тыс. учащихся, в 545 школах-интернатах обучалось 221 тыс. детей. Чтобы охватить
как можно больше молодежи, органы народного образования расширили сеть вечерних,
сменных и заочных школ. Так, в 1965 г. без отрыва от производства получали
образование почти 1262 тыс. чел. В частности, ученикам, которые имели большой практический опыт работы, для
получения восьмилетнего образования были организованы классы с сокращенным сроком
обучение.
К 1976 г. в Украине было осуществлено
переход к общеобязательного среднего образования. Расширялась сеть детских
внешкольных учреждений: создавались новые дворцы и дома пионеров и школьников,
станции и клубы юных техников и юных натуралистов, детские железные дороги, флотилии,
музыкальные школы, экскурсионно-туристские станции и др. Много внимания уделялось
также различным формам отдыха и оздоровлению детей и подростков - в
загородных, городских, школьных и колхозных пионерских лагерях. В 60-е годы
различными летними оздоровительными мероприятиями ежегодно охватывалось около 4 млн. учащихся.
Хотя количественные показатели в 60-80-е
годы свидетельствовали прогресс, однако уровень образованности выпускников, в частности учеников
сельских школ, начал снижаться.
Важную роль в подготовке квалифицированных
кадров рабочих начинают играть заведения профессионально-технического обучения.
Для молодежи, которая закончила восьмилетнюю школу, было создано профессионально-технические
училища, обучение в которых, как и ранее, оставалось бесплатным. При этом ученики
находились на содержании государства.
В соответствии с постановлением Верховной
Совета СССР 1984 г. все профессионально-технические училища преобразуются в единый тип
учебного заведения - средние профессионально-технические
училища.