Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел ХИ

Культура Украины в условиях кризиса

советской системы

 

В начале 60-х годов наметилось значительное сокращение темпов развития народного хозяйства СССР. Так, в промышленности за семилетку (1958-1965 гг.) они составляли лишь 9 %, тогда как в течение 50-х годов равнялись 12 %. Стало очевидным, что советская социально-экономическая и политическая система стала исчерпывать возможности своего развития.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Реформирования общества, что произошло после ХХ съезда КПСС, сказалось и на состоянии образования. Эту сферу, которую партия рассматривала как часть своей идеологической системы, периодически пытались реформировать. В конце 1958 г. был опубликован закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”, который был продублирован Верховной Радой Украины в апреле 1959 г. В соответствии с этим законом семи - и десятилетние школы были преобразованы в восьмилетние (обязательные) и одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические с производственной практикой, что напоминало предыдущие унифицированные трудовые школы. Выпускники средних школ, за исключением 20 % лучших учеников, обязаны были поработать по крайней мере два года перед поступлением в вуз. В связи с этим внимание уделялось расширению среднего образования, строительству новых школ, укреплению материально-технической базы. В 1965/66 учебном году в республике насчитывалось 34,6 тыс. общеобразовательных школ. Более 80 % школ осуществляли обучение на украинском языке. Однако этот закон дал возможность выбирать язык обучения детей родителям, что фактически было использовано для русификации украинской школы.

С 1966 г. началось внедрение общеобязательного среднего образования. Одновременно усиливается централизация управления образованием, в 1969 г. было создано Министерство просвещения СССР, на которое положены основные функции Министерства образования УССР, существенно урезав его автономию. Далее политизировался учебно-воспитательный процесс.

Большое внимание уделялось созданию школ и групп с продленным днем, а также расширению сети школ-интернатов. Так, в 1964/65 учебном году школами с продленным днем было охвачено более 517 тыс. учащихся, в 545 школах-интернатах обучалось 221 тыс. детей. Чтобы охватить как можно больше молодежи, органы народного образования расширили сеть вечерних, сменных и заочных школ. Так, в 1965 г. без отрыва от производства получали образование почти 1262 тыс. чел. В частности, ученикам, которые имели большой практический опыт работы, для получения восьмилетнего образования были организованы классы с сокращенным сроком обучение.

К 1976 г. в Украине было осуществлено переход к общеобязательного среднего образования. Расширялась сеть детских внешкольных учреждений: создавались новые дворцы и дома пионеров и школьников, станции и клубы юных техников и юных натуралистов, детские железные дороги, флотилии, музыкальные школы, экскурсионно-туристские станции и др. Много внимания уделялось также различным формам отдыха и оздоровлению детей и подростков - в загородных, городских, школьных и колхозных пионерских лагерях. В 60-е годы различными летними оздоровительными мероприятиями ежегодно охватывалось около 4 млн. учащихся.

Хотя количественные показатели в 60-80-е годы свидетельствовали прогресс, однако уровень образованности выпускников, в частности учеников сельских школ, начал снижаться.

Важную роль в подготовке квалифицированных кадров рабочих начинают играть заведения профессионально-технического обучения. Для молодежи, которая закончила восьмилетнюю школу, было создано профессионально-технические училища, обучение в которых, как и ранее, оставалось бесплатным. При этом ученики находились на содержании государства.

В соответствии с постановлением Верховной Совета СССР 1984 г. все профессионально-технические училища преобразуются в единый тип учебного заведения - средние профессионально-технические училища.