Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Шептицкий Андрей (29.07.1865 - 01.11.1994) - митрополит Украинской греко-католической церкви, выдающийся украинский религиозный, политический и культурный деятель. Родился в с. Прилбичи (теперь Яворивского района Львовской области). При крещении получил имя Роман-Марий-Александр. Происходил из древнего украинского боярского рода, который в конце XVIII в. был полонизированный. Окончил Краковскую гимназию Св. Анны, изучал право в Ягеллонском университете, совершенствовал юридические знания в Мюнхене и Вене, получил степень доктора права в мае 1888 г. В этом же году поступил в монастырь отцов василиан в Добромиле. В монашестве принял имя Андрей. Впоследствии изучал философию и теологию в Кракове, получил степень доктора теологии и доктора философии. В 1892 г. был рукоположен во священника, в сентябре 1899 г. стал епископом Станиславским, а через год - галицким митрополитом. Шептицкий находился на посту митрополита до конца жизни.

В начале XX ст. Ш. начинает активную религиозную, культурную и общественно-политическую деятельность. На то время греко-католическая церковь продолжала занимать особое место в украинском национально-культурном возрождении. Неуклонно сохраняя восточный обряд, она отмежевывалась от польского сообщества, а организационное подчинение Риму ослабляло российские влияния. Участие греко-католического духовенства в Главной Русской Рады, активная просветительская и издательская деятельность способствовали утверждению украинской национальной идеи. Однако униатский клир на конец XIX в. уже не в полной мере отвечал требованиям общественно-политической жизни. Москвофильская ориентация высшей церковной иерархии в 60-е годы, ее переориентация на "рутенство" в 70-е годы и лояльное отношение к полонізаційних процессов в 80 - 90-х гг. негативно отразились на консолидации духовенства с украинским национально-освободительным движением. Такие позиции обусловили появление в конце XIX в. в галицком обществе антиклерикальной секуляристичної течения, что грозило превращение греко-католического духовенства в замкнутую клерикальну касту. Осознавая реалии усиление оторванности священников от народа, Ш. направляет деятельность на преодоление этой пропасти. Отмечал, что духовенство должно принимать участие в различных областях жизни общества, в том числе и в политическом, но поддерживать исключительно те акции, которые не противоречат принципам христианской морали.

Мало того, Ш., хорошо осознавая существующие негативные тенденции, уже с самого начала митрополитства начал деятельность с ликвидации москвофильской ориентации и преодоления полонізаційних процессов в религиозно-церковном, национально-культурной и общественно-политической жизни галицких украинцев. Учитывая это, Ш. пытается целенаправленно внедрять в обиход галицких украинцев політоніми "Украина", "украинцы" вместо локальных этнонимов "русин", "рутенец". Он вводит украинский язык в богослужение вместо церковнославянского. В процессе этой деятельности мировоззрение митрополита эволюционировал от задач утверждения греко-католической церкви в государственно-освободительных принципов жизни украинского народа.

Будучи депутатом Галицкого сейма и членом Палаты господ австрийского парламента в Вене, Ш. отстаивал интересы украинского населения. Свою парламентскую деятельность направлял на углубление процесса консолидации галицких украинцев, преодоление асиміляційних тенденций в их среде. В январе 1906 г. возглавил делегацию до императора Франца Иосифа, которая подняла вопрос о предоставлении украинцам равных прав с другими народами Австро-Венгерской монархии.

Шептицкий поддерживал развитие образовательно-культурной жизни в западноукраинских землях, чем способствовал пробуждению национального сознания украинского населения. Он поддержал в 1901 г. протест украинских студентов Львовского университета против полонизации учебного процесса. В 1910 г. на заседании Палаты господ требовал создания украинского университета в

Львове. Способствовал созданию земледельческой школы в с. Коршев, садоводческой школы в с. Миловащі, художественной в Львове и др. Предоставлял стипендии молодым украинским художникам для получения художественного образования в лучших учебных заведениях Европы, поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ "Просвита", "Родная школа", "Сельский хозяин".

Перед началом Первой мировой войны в 1914-1918 гг. Ш. осуществлял теоретическое обоснование и практические действия по достижению украинской соборной государственности в пределах Австро-Венгрии. В 1914 г. ПІ. обращается с меморандумом к правительств Центральных держав, в котором излагает проект государственного устройства Украины в переходный военный период. В случае победы австрийских войск предполагалось провести реорганизацию военной и правовой системы и принципов церковной жизни на территории "подроссийской Украины". Особо отмечается необходимость достижения единства украинских Церквей путем образования патриархата в Киеве.

С восторгом Галичины русскими войсками Ш. был арестован и вывезен в ссылку в Россию, из которого вернулся лишь осенью 1917 г. Сразу включился в политическую жизнь края. 28 февраля 1918 г. в Палате господ выступил с речью, в которой отстаивал право всех наций Австро-Венгерской империи на самоопределение на основе этнографического принципа и поддержал подписание Брестского мирного договора. Еще находясь в ссылке в апреле 1917 г., в письме Национального совета в Петербурге выразил радость по поводу начала организации государственной жизни в Украине, призвал к консолидации сил. Как член Украинской национальной рады одобрил перехода власти в Галичине, за что был интернирован поляками в своем доме с 19 ноября 1918 г. по декабрь 1919 г.

Будучи поборником создания соборного независимого Украинского государства, III. выехал в 1920 г. искать поддержки в западных странах. Он за личные переговоры с известными государственными деятелями стран Западной Европы и Северной Америки стремился добиться справедливого решения " галицкого вопроса. Особые надежды ПІ. возлагал на помощь Апостольского престола, стремясь, чтобы Папа через международные факторы повлиял на польское правительство.

Польские дипломатические круги пытались скомпрометировать Ш., а после возвращения в Галичину в сентябре 1923 г. было арестовано и интернировано в г. Познани. Лишь после личного обращения Папы Пия XI его уволили в январе 1924 г.

В межвоенный период продолжал работу по развитию греко-католической церкви. По инициативе Ш. было основано Львовскую греко-католическую академию, Богословское научное общество, Украинский католический институт церковного соединения им. Митрополита Рутского.

В условиях польской оккупации Галичины постоянно оставался защитником украинского населения. Осуждая насильственную полонизацию края, дискриминацию украинского школ, антиукраинскую национальную политику, репрессивные акции правительства в Галичине и Волыни в 1930 г., Ш. пытался консолидировать украинское общество. Неоднократно обращался к руководителям Польского государства, добиваясь прекращения антиукраинской политики.

Важное место в деятельности Ш. в эти годы занимал защиту прав православного населения Волыни, Холмщины, Подляшья и Посяння. После обращения Ш. и других церковных деятелей до Папы Римского Пия XI польская власть прекратила уничтожение православных церквей. В эти годы Ш. осуществлял мероприятия, направленные на преодоление негативных стереотипов украинского православного гражданства в отношении униатства, проявлял готовность к сотрудничеству по сближению украинских церквей.

Шептицкий противодействуя антиукраинской политике Польши, подверг деструкции советскую тоталитарную систему. В посланиях критиковал антирелигиозную сущность коммунистической идеологии, осуждал искусственный голодомор в Украине и насильственную коллективизацию. Осуждая коммунистическую экспансию в общеевропейском и мировом масштабах, он развенчивал планах московских политиков относительно украинских земель в Польше.

После прихода советских войск в Западную Украину в условиях преследования УГКЦ (закрывались духовные учебные заведения, монастыри, церковные издания и т.п.), несмотря на слабое здоровье и преклонный возраст пытался отстаивать права церкви и верующих перед новой властью. В своих обращениях к молодежи, родителей, монахов Ш. призвал к целенаправленной труда, верности идеалам церкви, протестовал против атеистической пропаганды в школах.

В начале советско-немецкой войны Ш. приветствует возобновление украинской государственности и создания правительства Украинского государства - Украинского государственного правления во главе с Я. Стецько. Подобно как в марте 1939 г. приветствовал провозглашение независимости Карпатской Украины. В 1942 г. Ш. возглавил Украинскую Национальную Раду, а в 1944 г. - Всеукраинскую Национальную Раду. Митрополит негативно относился к нацистского оккупационного режима.

Митрополит А. Шептицкий выступил спикером идеи независимости Украины и защитником украинского народа перед немецкими оккупационными властями, пытался внести мир и согласие в деятельность украинских политических партий и движений. Протестуя против нацистских и коммунистических репрессий, Ш. также выступал в защиту представителей других народов, преследуемых по этническому признаку (евреев, цыган). В частности, обращался к рейхсканцлера Г. Гиммлера.

Во время Второй мировой войны Ш. в очередной раз настойчиво поднимал вопрос об объединении всех христиан Украины вокруг Киевского патриархата в единстве с Римом, но не нашел понимания со стороны отдельных иерархов церкви и украинской интеллигенции.

Деятельность митрополита А. Шептицкого убеждает в том, что духовные лидеры в годы тяжелых испытаний, как и Церковь в целом, не могут стоять в стороне от острых проблем современности и должны активно вмешиваться в светские дела, чтобы своим авторитетом помогать решению проблем.

Ленцик В. Выдающиеся фигуры Украинской Церкви: Митрополит Андрей Шептицкий и Патриарх Иосиф Слепой. - Л., 2001; Заборовский Я. Митрополит А. Шептицкий. - Ивано-Франковск, 1995; Наследие митрополита А. Шептицкого в национальном и духовном возрождении Украины / В. Кононенко (председатель ред. совета). - Ивано-Франковск, 2000.

В. Деревинский